Каталог статей

Беленко Д.В.
Донецкий национальный университет

Принципы организации системы материального стимулирования работников высшего образования Украины

Формирование и развитие рыночных механизмов в экономике Украины непосредственно отразилось на сфере высшего образования. Современные украинские ВУЗы являются сегодня активными участниками экономической жизни, при этом как по содержанию, так и по форме их все более начинают рассматривать как определенную экономическую категорию – «предприятие». Правовое обоснование данное утверждение находит в Законе Украины о высшем образовании [1], где, кроме бюджетных средств, определены дополнительные источники финансирования, не запрещенные законодательством (статья 67), и перечислен перечень платных услуг (статья 68). Таким образом, ВУЗ можно рассматривать как коммерческую организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, в случаях, когда она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Рассматривая коммерческую деятельность как источник получения прибыли, важно знать, на каких принципах она строиться: коммерция представляет собой единство трех элементов: живого труда человека, средств труда, предметов его труда. Одним из способов повышения эффективности функционирования любой организации является заработная плата, которая служит признанием того, как руководство оценивает затрачиваемые специалистом усилия на выполнение поставленных задач.

Проведенный анализ начисления заработной платы работникам высшего образования показал, что, в настоящий момент базой для расчета заработной платы является минимальный размер оплаты труда и единая тарифная сетка. Целью руководителя любого уровня является повышение трудовой активности коллектива, которая стимулируется за счет дополнительного материального и морального поощрения. Задача поощрения работника высшего образования решается только путем повышения разряда или дополнительных выплат из специальных надтарифных фондов учреждений. Такая организация оплаты труда работников украинской системы образования неизбежно порождает уравнительность и не учитывает личный творческий вклад работника, имеет слабый стимулирующий заряд, не поощряет лучших и инициативных сотрудников, слабо связана с конечными результатами труда структурного подразделения и активности ВУЗа в целом [2].

Особенности проникновения рыночных отношений в трудовые взаимоотношения в высшей школе не позволяют осуществить прямой перенос форм и механизмов совершенствования стимулирования труда, реализуемых в коммерческих организациях. В связи с этим возникает необходимость в разработке собственных принципов, регулирующих источники формирования и распределения средств материального стимулирования работников высшего образования Украины.

Независимо от форм собственности ВУЗа общий фонд материального стимулирования обычно формируется за счет двух источников:

  • предоставление платных услуг, не противоречащих Закону Украины о высшем образовании [1];
  • из средств фонда материального поощрения факультета и университета [2].

Распределение средств фонда материального стимулирования работников ВУЗа осуществляется по следующим двум направлениям:

  • персональное материальное поощрение, которое устанавливается за конкретный объем работ в зависимости от квалификации сотрудника и качества выполнения работы;
  • коллективное материальное поощрение, которое распределяется между всеми сотрудниками и выплачивается за результаты выполнения общего плана работ структурного подразделения ВУЗа.

Исходя из вышеуказанных принципов процесс формирования и распределения общего фонда материального стимулирования работников высшего образования Украины можно представить следующим образом (рис.1):

Рис.1 Процесс формирования и распределения общего фонда материального стимулирования работников высшего образования Украины

Формализовано данный процесс можно представить так (рис.1):

. (1)

Коэффициентам в формуле 1 присваиваются разные веса в зависимости от целей стимулирования.

Таким образом предложенные принципы формирования и распределения общего фонда материального стимулирования работников ВУЗов позволяет более дифференцировано стимулировать работников высшего образования.

Литература:

  1. Закон України «Про вищу освіту» вiд 17.01.2002 №2984-III//Відомості Верховної Ради України. – К.: Парламентське вид-во. –2002.- №20. -134 с.
  2. Чижиков В. Д. Эффективность функционирования информационного центра технического вуза / В. Д. Чижиков; [под ред.Е.А. Карева]. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 166 с.