Каталог статей |
Григоренко О.В.
Механизм менеджмента несбалансированной ликвидности банка, основанный на модификации банковского продуктаВ настоящее время одним из основных каналов воздействия на состояние банковского сектора Украины являются особенности экономических отношений, сложившихся под влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса. Период с конца 2008 года до окончания 2009 года стал для украинской банковской системы переломным, сопровождающимся глобальными трансформациями на финансовом рынке. Несмотря на предпринятые антикризисные меры по оздоровлению финансовой системы украинский банковский сектор все еще не вышел на докризисный уровень развития. Существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, колебание процентных ставок, обострение конкурентной борьбы между банковскими организациями, – все это выдвигает в ряд первоочередных задач проблему анализа банковской ликвидности с целью обеспечения безотлагательного удовлетворения спроса на денежные средства, который может быть значительным в отдельные моменты времени. Так как дефицит ликвидных средств банка приводит к возникновению риска потери платежеспособности [2], необходимой является разработка механизма менеджмента несбалансированной ликвидности банка. Следует отметить, что в банковской практике основными методами поддержания ликвидности является использование собственных резервов банка, что делает необходимым их постоянную аккумуляцию, и межбанковские заимствования. При этом значительные резервы приводят к недополучению банковской прибыли, а в некоторых случаях и возрастанию расходов банка, а межбанковские кредиты являются достаточно дорогими ликвидными средствами [4]. Поэтому в основе механизма менеджмента несбалансированной ликвидности банка должен лежать инновационный подход. Банк как полноценный участник финансового рынка в соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности должен меняться сам, становясь инициатором инновационных процессов. Внедрение банковских инноваций является катализатором в систематическом процессе развития сферы финансовых услуг и финансового рынка. Очевидно, что процессы внедрения банковских инноваций должны проходить в рамках общей стратегии развития банка и, соответственно, быть направлены на обеспечение ликвидности как основы достижения глобальной цели функционирования банка – получение прибыли [3]. При этом инициатива каких-либо инновационных преобразований должна исходит от клиентов банковской организации, которые идентифицируют свои потребности и, обращаясь в банк, дают повод к совершенствованию определенных технологий обслуживания или модернизации банковских продуктов. Инновационная составляющая менеджмента банковской деятельности также ведет к возрастанию роли коммуникационной политики, в частности постоянному совершенствованию взаимодействия банков с непосредственными потребителями их продукции [1]. Банк, осуществляя в рамках его общей стратегии развития инновационную деятельность, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определять формы продвижения и реализации своих разработок и продуктов на финансовом рынке. С целью минимизации затрат банковская инновация должна носить стратегический характер и быть модифицирующей, то есть призванной вносить необходимые изменения и дополнения в давно существующие банковские продукты с целью обеспечения конкурентных преимуществ банка. Несмотря на то, что радикальные нововведения имеют наибольшую ценность, поскольку обладают самым значительным эффектом, внося нечто принципиально новое в механизм функционирования банковской организации, именно модифицирующие инновации позволяют осуществлять корректировку и адаптацию уже произошедших и внедренных базовых преобразований в соответствии с текущей рыночной ситуацией и меняющимися текущими целями и задачами банка. Поэтому модернизация имеющихся банковских продуктов и услуг становится главным содержанием маркетинговой политики банков и способствует упрочению имиджа продуктов, предлагаемых банком на финансовом рынке. Ожидаемый позитивный качественный фактор внедрения банковской инновации в рамках реализации механизм менеджмента несбалансированной ликвидности банка состоит в притоке денежных средств со стороны потенциальных клиентов, что позволит не допустить в плановых периодах провала платежеспособности банка и, в случае необходимости, возмещать средства, необходимые для поддержания ликвидности. Литература
|