Каталог статей |
Гречко А.В.
Модель стратегического управления конкурентоспособностью авиакомпанииВ результате стремительной трансформации украинской экономики руководителям предприятий были переданы все функции управления, которые ранее выполняли отраслевые министерства и ведомства, в том числе и функции стратегического управления. К этому оказались не готовы ни сами руководители, в задачу которых прежде входила только реализация оперативных функций по организации выполнения спущенных сверху заданий, ни внутренняя организация предприятий. Решение сложной задачи формирования модели стратегического управления в условиях высокой конкуренции усложняется кризисными явлениями в украинской и мировой экономике, что требует разработки новых подходов к принятию эффективных управленческих решений и поиска инструментов управления, адекватных достижению конкурентных преимуществ, что невозможно без внедрения стратегического управления, при этом не отдельных его элементов, а системы механизмов. Для реализации стратегии развития авиакомпания должна сформировать систему механизмов, соответствующих ее структуре и функциям управления. На практике эти механизмы настолько взаимосвязаны между собой, что трудно выделить какую-либо составляющую, которая бы не содержала в себе элементы других. Поэтому система механизмов стратегического управления конкурентоспособностью должна быть сформирована по принципу однородности на основе главных признаков, в частности, организационных, экономических и мотивационных. Организационный механизм стратегического управления означает совокупность дифференцированных организационно-структурных механизмов, соответствующих интересам менеджмента организации в долгосрочной перспективе, в условиях меняющихся потребностей и нестабильной внешней среды. Экономический механизм реализации стратегии должен быть основан на расчетах потребности предприятия в собственных и привлеченных финансовых ресурсах для достижения целей стратегии [1]. Под мотивационным механизмом понимается совокупность мотивов, используемых при управлении организацией для достижения конкурентных преимуществ. Задача моделирования конкурентоспособности продукции авиакомпании сводится к моделированию механизма стратегического управления, обеспечивающего достижение конкурентных преимуществ, выраженных в виде интегрального показателя конкурентоспособности продукта авиакомпании. Исходным пунктом формирования конкурентоспособности продукта авиакомпании, без учета фактора платежеспособного спроса, является соотношение показателей цены, качества и потребительских предпочтений относительно товаров-заменителей. Оценить указанный набор показателей можно с использованием обобщенного (интегрального) критерия. Суть данного метода заключается в том, что частные критерии конкурентоспособности продукта авиакомпании (цена, качество, предпочтения относительно товаров-заменителей) объединяются в один интегральный критерий. Провести сравнение между собой продуктов-аналогов авиакомпаний можно с помощью аддитивного интегрального показателя: , где - количество объединяемых частных критериев; - весовой коэффициент -го частного критерия; - числовое значение -го частного критерия; - -й нормирующий делитель; - нормированное значение -го частного критерия. Тогда, модель стратегического управления конкурентоспособностью авиакомпании можно представить следующим образом:
Рис. 1 Модель стратегического управления конкурентоспособностью авиакомпании Таким образом, реализация модели стратегического управления конкурентоспособностью авиакомпании позволяет оценивать конкурентоспособность продукта авиакомпании и на основании полученной оценки разрабатывать практические рекомендации стратегического управления конкурентоспособностью авиакомпании. Литература:
|