Каталог статей | ||||||||||||
к.э.н.,
доц. Кужелев М.А.
К вопросу о социальных аспектах развития корпораций в УкраинеНа современном этапе развития идея социализации бизнеса приобретает в Украине все большую популярность, в связи с чем возникла необходимость системного подхода к характеристике процессов внедрения стандартов социальной ответственности в Украине. Обобщение и критическая оценка публикаций по исследуемой проблеме позволяют сделать вывод, что одна часть из них носит либо чисто теоретический, либо поверхностный характер, а другая - посвящена вопросам социальной ответственности в отдельных сферах: международной, экологической, банковской или в какой-либо другой. Под социальной ответственностью бизнеса будем понимать должное отношение какой-либо корпорации к своему продукту или услуге, к потребителям, работникам, партнерам; то есть ее активную социальную позицию, которая должна реализоваться в гармоничном сосуществовании, взаимодействии и постоянном диалоге с обществом; участие в решении самых острых социальных проблем [3]. Существует широкий спектр концепций социальной ответственности бизнеса, вызванных к жизни ожиданиями общества в отношении его роли в общем прогрессе. К основным из них следует отнести концепции экономической ответственности, базовой бизнес-стратегии, обязанностей, "стейкхолдеров" (заинтересованных сторон), корпоративной подотчетности, добровольного участия, "проективности" [2]. Абсолютных стандартов социальной ответственности бизнеса нет, однако важную роль в регулировании политики социальной ответственности бизнеса и формулировке ее целей играют принципы и кодексы корпоративной деятельности, которые классифицируются по функциям так, как показано в таблице 1. Таблица 1 Классификация принципов социальной ответственности корпораций
В Украине происходят качественные изменения в процессах корпоративного управления, о чем свидетельствует начало процесса присоединения украинских предприятий к Глобальному договору ООН. Появляется новая идеология понимания корпорации не только как юридической и физической структуры, но и как организации, которая взаимодействует с природой и общается с социумом самыми разными способами благодаря создаваемым ею материальным, финансовым и информационным потокам. Надлежащее управление корпорацией не ограничивается исключительно отношениями между собственниками и менеджерами, а также предусматривает активное сотрудничество с теми, кто имеет легитимный интерес в деятельности корпорации (сотрудниками, рыночными контрагентами, обществом, а также соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления) [1]. Информационная политика корпорации должна учитывать право заинтересованных лиц на получение полной и достоверной информации о ней, для чего следует разработать перечень документов, в который должны войти устав, внутренние документы и др., и установить порядок ознакомления с этими документами заинтересованных лиц. Особую ценность для современных условий Украины имеет внедрение концепции устойчивого развития как установление баланса между потребностями нынешнего поколения в благоприятной окружающей природной среде, экономическом и социальном благосостоянии, без нанесения вреда удовлетворению аналогичных потребностей будущими поколениями. Это будет способствовать, кроме всего прочего, укреплению экологической безопасности, финансового состояния организаций - подписантов Глобального договора и поддержке его на определенном уровне с целью предотвращения экологических катастроф, банкротств предприятий, банков и др. Итак, процессы социализации корпораций в Украине связаны с переходом в социальной сфере к добровольному принятию социальных стандартов под общественным контролем взятых обязательств. В контексте развития фондового в Украине внедрение стандартов социальной ответственности бизнеса будет способствовать укреплению рейтингов корпоративного управления бизнес-структур. Перспективы дальнейших исследований будут состоять в адаптации украинских условий к мировым стандартам социального учета, формирования и проверки социальной отчетности. Литература:
|