Каталог статей

Волошина Т.О., Токаренко А.Н.

Бенчмаркинг как инструмент эффективного решения задач на основе принципов слабых сигналов

В период кризиса, когда состояние среды функционирования предприятия характеризуется нестабильностью, неопределенностью, наличием асимметрии информации, высоким динамизмом, особенно актуальным становится управление на основе принципов слабых сигналов в рамках технологии бенчмаркинга. Это обосновано тем, что своевременно выявленные слабые сигналы, формирующие вокруг предприятия информационное поле, дают возможность предприятию не только адаптироваться к изменениям, но и, предвидя их, изменять свою деятельность для достижения наибольшей эффективности и недопущения кризисных явлений в своей деятельности.

Для успешного существования на рынке предприятию необходимо владеть актуальной информацией относительно происходящих в его окружении и среде изменений. Такую информацию можно получить, применяя технику бенчмаркинга, который, по данным консалтинговой компании Bain&Co, входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях. Такая тенденция объясняется тем, что бенчмаркинг обеспечивает относительно быстрое совершенствование бизнес-процессов с меньшими затратами, а также позволяет осуществлять обмен информацией между компаниями.

Бенчмаркинг включает в себя процесс оценки как внутреннего состояния предприятия, так и оценки внешней среды, который основан на постоянном сборе различных фактов. Эти факты могут представлять собой некоторые слабые сигналы, появляющиеся в зоне функционирования предприятия, которые в будущем могут оказать на него благотворное либо деструктивное влияние. В данном случае в качестве таких сигналов могут рассматриваться изменения определенных параметров, функций, процессов внутри предприятия и во внешней среде – у прямых и непрямых конкурентов, партнеров, клиентов. Преимуществом технологии бенчмаркинга является низкая затратность и высокая эффективность процесса, поскольку предприятие обеспечивается информацией о решении аналогичных проблем, возникавших либо у прямых конкурентов, либо на предприятиях, имеющих подобную структуру, следовательно, обеспечивается реализация проверенных методов управления.

Техника бенчмаркинга дает возможность получить решение проблемы с минимальными затратами (рис.1).

Рис. 1 Механизм реализации бечмаркинга в антикризисном управлении

Процесс реализации бенчмаркинга проходит несколько этапов:

  1. Определяется потребность в изменениях – либо после анализа изменений ситуации, либо после сравнения с другим предприятием.
  2. Проводится оценка эффективности работы предприятия, изучаются основные процессы, определяются способы количественного измерения существенных характеристик.
  3. Выбирается партнер, который согласен предоставлять данные о себе. В некоторых случаях это может быть исследование ряда предприятий в одной или нескольких отраслях, которое позволяет составить «собирательный» образ предприятия-эталона.
  4. Осуществляется анализ оценки различий в эффективности, выявление причин своего отставания, а также методов и средств решений проблем, которые можно применить на предприятии-инициаторе данной процедуры.
  5. Внедрение соответствующих сложившейся ситуации и структуре предприятия методов решения проблем.

Таким образом, бенчмаркинг – это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:

  • определить лучшие результаты;
  • проанализировать свою работу;
  • выявить недостатки в функционировании;
  • устранить слабые места;
  • создать мотивацию к постоянному улучшению.

Бенчмаркинг можно рассматривать как одну из важнейших техник антикризисного управления. Применение этой техники управления предприятием с учетом слабых сигналов способствует существенному изменению процессов на предприятии. На основе результатов бенчмаркинга разрабатывается антикризисная стратегия фирмы.

В настоящее время бенчмаркинг стал важной составной частью стратегического планирования и совершенствования деятельности организаций. Долговременная стратегия выживания требует от организации постоянного развития и приспособления к сегодняшним и ожидаемым в будущем потребностям рынка, проявляющимся в виде слабых сигналов, в целях сохранения конкурентоспособности и соответствия современным императивам – поставлять продукции больше, лучшего качества, быстрее и дешевле.