Каталог статей |
Волошина Т.О., Токаренко А.Н. Бенчмаркинг как инструмент эффективного решения задач на основе принципов слабых сигналовВ период кризиса, когда состояние среды функционирования предприятия характеризуется нестабильностью, неопределенностью, наличием асимметрии информации, высоким динамизмом, особенно актуальным становится управление на основе принципов слабых сигналов в рамках технологии бенчмаркинга. Это обосновано тем, что своевременно выявленные слабые сигналы, формирующие вокруг предприятия информационное поле, дают возможность предприятию не только адаптироваться к изменениям, но и, предвидя их, изменять свою деятельность для достижения наибольшей эффективности и недопущения кризисных явлений в своей деятельности. Для успешного существования на рынке предприятию необходимо владеть актуальной информацией относительно происходящих в его окружении и среде изменений. Такую информацию можно получить, применяя технику бенчмаркинга, который, по данным консалтинговой компании Bain&Co, входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях. Такая тенденция объясняется тем, что бенчмаркинг обеспечивает относительно быстрое совершенствование бизнес-процессов с меньшими затратами, а также позволяет осуществлять обмен информацией между компаниями. Бенчмаркинг включает в себя процесс оценки как внутреннего состояния предприятия, так и оценки внешней среды, который основан на постоянном сборе различных фактов. Эти факты могут представлять собой некоторые слабые сигналы, появляющиеся в зоне функционирования предприятия, которые в будущем могут оказать на него благотворное либо деструктивное влияние. В данном случае в качестве таких сигналов могут рассматриваться изменения определенных параметров, функций, процессов внутри предприятия и во внешней среде – у прямых и непрямых конкурентов, партнеров, клиентов. Преимуществом технологии бенчмаркинга является низкая затратность и высокая эффективность процесса, поскольку предприятие обеспечивается информацией о решении аналогичных проблем, возникавших либо у прямых конкурентов, либо на предприятиях, имеющих подобную структуру, следовательно, обеспечивается реализация проверенных методов управления. Техника бенчмаркинга дает возможность получить решение проблемы с минимальными затратами (рис.1).
Рис. 1 Механизм реализации бечмаркинга в антикризисном управлении Процесс реализации бенчмаркинга проходит несколько этапов:
Таким образом, бенчмаркинг – это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:
Бенчмаркинг можно рассматривать как одну из важнейших техник антикризисного управления. Применение этой техники управления предприятием с учетом слабых сигналов способствует существенному изменению процессов на предприятии. На основе результатов бенчмаркинга разрабатывается антикризисная стратегия фирмы. В настоящее время бенчмаркинг стал важной составной частью стратегического планирования и совершенствования деятельности организаций. Долговременная стратегия выживания требует от организации постоянного развития и приспособления к сегодняшним и ожидаемым в будущем потребностям рынка, проявляющимся в виде слабых сигналов, в целях сохранения конкурентоспособности и соответствия современным императивам – поставлять продукции больше, лучшего качества, быстрее и дешевле. |