Каталог статей

Е.И. Бережнова А.С. Кичаева
Тихоокеанский государственный экономический университет
Г. Владивосток

Оценка структуры денежных доходов и расходов населения Приморского края как характеристика уровня жизни населения

Одним из важнейших критериев оценки уровня жизни населения является формирование доходов и их распределение - использование, представленное в качестве расходов населения. С точки зрения содержательного аспекта, доходы могут включать как денежные выплаты, так и натуральные доходы (например, от личного подсобного хозяйства). Однако для оценки сопоставления доходов и расходов населения все доходы переводятся в стоимостное выражение. В настоящее время структурированное представление о формировании и распределении доходов в большинстве стран отображается в балансе денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов и расходов населения в нашей стране составляется с 1928 года: в СССР составлялся по всему населению и раздельно по социальным группам: рабочим и служащим, крестьянам; по союзным республикам, краям и областям по РСФСР и УССР — с 1955 года, по остальным союзным республикам — с 1959 года.

Согласно балансу денежных доходов и расходов населения в настоящее время в РФ денежные доходы делят на несколько видов (см таб. 1). В свою очередь полученные денежные доходы из различных источников население распределяет по нескольким направлениям.

Таблица 1

Баланс денежных доходов и расходов населения

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ

I. Доходы от предпринимательской деятельности

I. Покупка товаров и оплата услуг

II. Оплата труда наемных работников

в том числе:

  1. покупка товаров
  2. оплата услуг

III. Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда

II. Обязательные платежи и разнообразные взносы

IV. Социальные выплаты

в том числе:

в том числе:

  • налоги и сборы
  • пенсии
  • платежи по страхованию
  • пособия и социальная помощь
  • взносы в общественные и кооперативные организации
  • стипендии
  • проценты, уплаченные за предоставленные кредиты
  • страховые возмещения
  • приобретение лотерейных билетов
  • выигрыши по лотереям
  • III. Сбережения во вкладах и ценных бумагах

    V. Доходы от собственности

    в том числе:

    в том числе:

  • прирост (уменьшение) вкладов в учреждениях Сберегательного банка
  • дивиденды
  • прирост (уменьшение) вкладов в кредитных организациях (кроме Сбербанка)
  • проценты по депозитам
  • прирост (уменьшение) средств физических лиц для расчетов с использованием банковских карт
  • выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам
  • приобретение государственных и других ценных бумаг
  • предварительная компенсация по вкладам граждан
  • IV. Расходы на покупку недвижимости

  • доходы от продажи недвижимости
  • V. Покупка иностранной валюты

    VI. Продажа иностранной валюты

    VI. Изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей

    VII. Деньги, полученные по переводам (ввезенные)

    VII. Изменение задолженности по кредитам

    VIII. Другие доходы

    VIII. Деньги, отосланные по переводам (вывезенные)

    IX. Всего денежных доходов

    IX. Всего денежных расходов и сбережений

    X. Превышение расходов над доходами

    X. Превышение доходов над расходами

    XI. Б А Л А Н С

    XI. Б А Л А Н С

    Сбережения

    На формирование доходов населения и их распределение оказывают влияние различные факторы. Нами была поставлена задача – определить как влияют финансовые кризисы на изменение структуры доходов и расходов населения.

    Анализ доходов и расходов населения Приморского края показал, что за период с 1998 по 2008 годы среди доходов населения оплата труда наемных работников составляла наибольший удельный вес (от 44%). При этом данный источник доходов практически не изменился - 47.5% в 2008 году против 47.3% в 1998 году. Однако в 2002 году он достиг максимального значения (56.5%), тогда как в 2007 году его значение было минимальным (44,5%).

    Второе место в структуре доходов исследуемого периода занимали социальные выплаты населению из бюджетов. Доля социальных выплат в общей сумме доходов за весь рассматриваемый межкризисный период составила от 12.8% (2007 год) до 15,9% (2002 год). Однако с 2005 года на вторую позицию вышли по удельному весу другие доходы населения. Причем, если в 2004 году данная категория составляла лишь 9,6%, то в 2005 году она резко возросла до 17,6% и динамично увеличивалась до 2007 года, составив 20.9%. В то же время, необходимо заметить, что в настоящее время механизм определения прочих доходов не является совершенным. Данная позиция является балансирующей, т.е. при несовпадении доходов и расходов разницу относят в данный источник формирования доходов. Таким образом, невозможно точно и в полной мере определить за счет чего все-таки формируются доходы.

    При этом, за весь исследуемый период расходы населения Приморского края превышают его доходы. Так, если в 1998 году превышение расходов над доходами в абсолютном выражении составило 1170 млн. рублей, то в 2008 году уже 41673 млн. рубля или 13,6%. Данная ситуация позволяет сделать вывод о том, что в Приморском крае, на наш взгляд, в значительном объеме нашла развитие теневая экономика. Тогда как, в целом и по России наблюдается превышение доходов над расходами, но их доля имеет тенденцию к снижению: в 2000 году составляли превышение расходов над доходами составляло 2,8% доходов населения, а в 2008 году уже только 0,4%.

    Представляет интерес с точки зрения анализа – на что расходуются населением полученные доходы. Основную часть денежных доходов население расходует на покупку товаров. Расходы на покупку товаров у населения Приморского края составляли более 50% до 2003 года, и лишь с 2003 года их доля начинает незначительно снижаться до 48,5% (в 2006 и 2007 годах). Это может свидетельствовать, в первую очередь, о том, что уровень жизни населения с экономической точки зрения несколько улучшился, т.к. население затрачивало на первоочередные потребности меньшую долю денежных доходов. Но последствия 2008 года привели к тому, что доля расходов на покупку товаров опять превысила 50% доходов. Аналогичная ситуация и с долей оплаты услуг в расходах населения Приморского края.

    Влияние кризисных лет можно проследить по такой статье как расходы населения Приморского края, направленные на сбережения во вкладах и ценных бумагах. Так в «кризисные годы» сбережения населения не составляли даже 1% от денежных доходов населения. Тогда как в 1999 году по сравнению с 1998 годом сбережения выросли с 0,6% до 2,4%, и, впоследствии, на протяжении 10 лет наблюдается лишь постепенное увеличение данной категории расходов. Но если в 2007 году сбережения населения во вкладах и ценных бумагах составили 5,4%, то в «кризисный» 2008 год они резко упали практически до уровня 1998 года (0,8% денежных доходов населения Приморского края). Население в панике от кризиса активно снимало деньги со счетов банков и вкладывало их в покупку различных товаров (51% денежных доходов в 2008 году) и приобретение иностранной валюты (15,6%). В настоящее время ситуация стабилизировалась, и в 2009 году заметен прирост вкладов на счетах в банках.

    Следует также заметить, что категория расходов населения, связанная с оплатой обязательных платежей и разнообразных взносов на протяжении рассматриваемого периода все время постепенно увеличивалась и даже, не смотря на кризис, в 2008 году увеличилась на 1,4 процентного пункта. В данном случае можно отметить следующую взаимосвязь между доходами и расходами население Приморского края: обязательные платежи населения в период с 1998 по 2008 годы увеличивались, но и социальные выплаты населению также увеличивались. Таким образом, государство обеспечивало население поддержкой.

    Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что структура доходов и расходов населения Приморского края характеризует уровень жизни населения как достаточно низкий. Это связано с тем, что в доходной части более 50% занимает оплата труда наемных работников, а в расходной части более половины полученных доходов расходуется на покупку товаров и оплату услуг населения, тогда как при «нормальном» уровне жизни населения данная статья расходов не должна превышать 33%.