Каталог статей

Аспирант Шевченко Е.А.
Донецкий национальный университет

Модель структуры функционирования экономической системы с коалиционными взаимодействиями

Бизнес является неотъемлемой частью общества, а не отдельным и чисто экономическим по своей природе институтом. Необходимость более тесного общения с заинтересованными группами (активными элементами), которое бы у них развило чувство сопричастности к повседневной жизни коалиционного объединения, обусловлена ускорением изменений в деловом мире. И как результат - создание различных объединений (ассоциации потребителей, союз аудиторов, коалиции предпринимателей и др.). Идея управления отношениями с заинтересованными группами предполагает систематический учет интересов тех, кто зависит от объединения и может повлиять на него.

Принцип кооперации, принцип сложности заинтересованных групп, постоянного творчества и возникающей конкуренции, когда участники взаимодействий осознают, что им не хватает знаний и умений для соперничества на мировых рынках собственными силами, являются составляющими коалиционных взаимодействий. Благодаря тому, что заинтересованные группы в состоянии совместно удовлетворить свои нужды и потребности, формируется ценность их взаимодействия. Вместе с тем необходимо четко понимать, что возможности коалиции ограничиваются ее слабейшим звеном. И как следствие решение задачи, которая состоит в том, чтобы развить маркетинговую ориентацию в коалиционном объединении, причем ни один из ее активных элементов не имеет контроля над остальными. Если нелегко добиться ориентации на запросы потребителей внутри одной отдельной компании, насколько сложнее задача, когда речь идет о группе относительно независимых компаний. Но чтобы выжить при жесткой конкуренции зачастую именно партнерские отношения и коалиционные связи становятся выгодной альтернативой полному исчезновению компании. А поэтому основной целью компании-лидера (центра) в коалиции является не только достижение устранения функциональных и организационных барьеров, но и внушение всем партнерам по коалиции, что их общий успех требует подчинения усилий всех и каждого задачам маркетинга и достижения высшего качества обслуживания клиентов.

Экономические системы представляют собой экономические объекты (рынки, организации, страны и т.д.) и экономические явления: среды, процессы, проекты. Сама же система представляют собой некоторые относительно устойчивые во времени и пространстве образования, обладающая внутренним многообразием и внешней целостностью. Коалиционные взаимодействия возможно наблюдать во всех видах экономических системах: к примеру, коалицией объектной экономической системы является Торгово-промышленная палата Украины, проектной – проект «БизПРО», процессной – коалиция Business Process Management Initiative, средовой – Workflow Management Coalition.

Не нарушая кругооборота спроса и предложения, представим носителей экономических интересов и потребностей и обладателей потенциальных возможностей (экономических ресурсов) в виде двух подсистем, во главе которых будет центр, который представляет собой ядро коалиционных взаимодействий.

Рис. 1 Схема горизонтальных взаимодействий в экономических системах

Рисунок иллюстрирует возможность существования коалиционных взаимодействий в экономических системах при горизонтальной интеграции между активными элементами: носителями экономических интересов и потребностей и обладателями потенциальных возможностей (ресурсов) в различных видах экономических систем, например, коммерческие структуры, банки, генподрядчики, инвесторы, страховые компании и др.

Логико-смысловое моделирование позволяет выделить главные составляющие функционирования экономической системы с коалиционными взаимодействиями (ЭСКВ) и установить их причинно-следственные связи показателей.

ЭСКВ состоит из Центра, который является по своей сути посредником, и двух подсистем: подсистема 1- носители экономических интересов и потребностей, подсистема 2 – обладатели потенциальных возможностей (экономических ресурсов).

Рис. 2 Причинно-следственные связи модели функционирования экономической системы с коалиционными взаимодействиями

Цели компаний и трудности на пути их достижения постоянно меняются. Любая жесткая организационная структура, вполне пригодная для сегодняшних нужд, не выдерживает испытаний завтрашнего дня. Таки образом, существует необходимость в организациях, которые бы имели способность изменяться в соответствии с требованиями времени. Такими организациями могут быть экономические системы с коалиционными взаимодействиями.