Каталог статей

Кудинова Е. О.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Украина

Стратегическое позиционирование как одно из условий конкурентоспособности предприятий на рынке

Вопрос конкурентоспособности для украинской экономики приобретает особое значение. Ценовые условия для конкуренции с импортом, как из-за значительного снижения импортных цен, так и повышения первичных издержек отечественных производителей, заметно ухудшились по сравнению с докризисным периодом. Резко обостряется конкуренция между отечественными товарами и импортными: центр тяжести конкуренции сдвигается от ценовых к неценовым факторам, отечественного потребителя интересует качество и надежность продукции.

Сегодня руководитель предприятия должен взять на себя ответственность за принятие стратегических решений. Необходимо самостоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регламентирующими правила ведения производственной деятельности, а также складывающейся на том или ином рынке конъюнктурой, принимать основополагающие, долговременные стратегические решения.

Успех предприятия зависит от грамотного стратегического позиционирования на рынке, что поможет усилить свои позиции в конкурентной борьбе. Для этого необходимо проведение оценки потенциальных возможностей своих предприятий и анализа внешней среды предприятия, определение наиболее эффективных методов использования своих возможностей, нужно правильно выстраивать свою стратегию, анализировать рынок и прогнозировать шаги конкурентов. Все вышеперечисленное требует владения инструментами стратегического управления.

Предприятие будет наиболее эффективно функционировать, если точно и правильно определит свое место на рынке и выработает направления своего дальнейшего развития. В данном случае речь идет о правильном стратегическом позиционировании предприятия, то есть об определении его наиболее целесообразной рыночной ниши в рамках объективной внешней ситуации.

С целью выяснения, ведется ли в Украине работа по стратегическому позиционированию предприятий, и выявления основных проблем с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты в процессе стратегического позиционирования на рынке, был проведен опрос руководителей среднего и высшего звена 60 предприятий Донецкой области.

Как показал опрос, практически на всех предприятиях занимаются стратегическим планированием. Число предприятий, где вообще не занимаются стратегическим планированием, составляет лишь 5,5 %. Разработанная стратегия существует на 83 % предприятий, из числа опрошенных на 17 % предприятий - стратегии нет, причем в число последних входят лишь малые предприятия. На предприятиях, на которых ведется работа по стратегическому позиционированию, в 83,3 % случаев данная работа способствует внешнему и внутреннему развитию, в 77,8% - позволяет получить конкурентное преимущество, и позволяет улучшить работу компании в 66,7 %. Следовательно, можно говорить о положительном результате, осуществления работы по стратегическому позиционированию.

Что касается формирования стратегии позиционирования, то на большинстве средних и малых предприятий руководитель является "архитектором" и активно участвует в формировании стратегии. На остальных предприятиях данной группы в основном руководитель привлекает основных своих подчиненных к выработке такой стратегии, которая поддерживалась бы всеми участниками. На крупных предприятиях другая картина, на большинстве из них руководитель делегирует полномочия на формирование стратегии другим людям, или отделу стратегического планирования, или целевой группе. На крупных предприятиях руководитель не в состоянии охватить весь, необходимый для стратегического планирования объем информации, следовательно, целесообразно делегировать данный процесс со своими подчиненными.

Наиболее популярные стратегии малых предприятий - усиление позиции для уже освоенного продукта на уже освоенном рынке, и производство новой продукции по новой технологии.

Средние предприятия в качестве своих стратегий определили: усиление позиций своей продукции на рынке, сокращение затрат и интеграцию с поставщиками и дистрибьюторами. На крупных предприятиях преобладают стратегии усиления позиции продукта на рынке, стратегии поиска новых рынков, стратегии интеграции с поставщиками и сокращения затрат.

Основные трудности при стратегическом позиционировании предприятий связаны с недостатками информационно экономического порядка. Наблюдается дефицит достоверной рыночной информации, низкая экономическая культура. Многие руководители не имеют знаний и опыта. Сложившаяся ситуация не стимулирует менеджеров к разработке и реализации долговременной стратегии развития предприятий. Непостоянство условий предпринимательской деятельности вольно или невольно ориентирует руководителей на выработку решений краткосрочного характера, направленных, главным образом, на обеспечение выживаемости фирмы сегодня.

Литература:

  1. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука. 1996.
  2. Карпов В.Н. Выбор целевого рынка /Маркетинг. 1994. № 3.
  3. Тренев Н.Н. Подходы к формированию стратегии// Консультант директора.- 1999.-№ 15.