Каталог статей |
Павелко М.В., Попова Н.В. Харьковский торгово–экономический институт КНТЭУ Финансовые аспекты разработки эффективной маркетинговой стратегииДинамическое развитие и глобализация экономик порождают все новые и новые риски, неспособность эффективно работать с которыми может не только не раскрыть потенциал компании, но и разрушить достигнутое благополучие. Финансовая оценка таких влияний и весь спектр специфической работы с ними заставляет финансистов формировать совершенно новый подход к решению поставленных задач, опираясь на маркетинговые знания. Финансовые и маркетинговые бизнес-процессы тесно переплетаются между собой и непосредственно влияют на устойчивость развития компании. Взаимодействие финансистов и маркетологов может реально повысить эффективность бизнеса. Однако зачастую между профильными службами не только не существует постоянной кооперации, но и само понимание роли и места друг друга в команде не до конца осознается участниками. Поиск механизмов взаимодействия и схем взаимодополнения должен начинаться с осознания основных целей бизнеса, создание плана или стратегии. В жизни цели и планы конкретны и представляют собой микс из финансовых и маркетинговых. Именно совместная проработка целей, методов их достижения, создание конкретной совместной стратегии – наиболее очевидная точка кооперации специалистов в областях финансов и маркетинга. В условиях развитого рынка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности - одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена. Общее понятие стратегия, подразумевает под собой определение основных долгосрочных целей и заданий предприятия, утверждения курса действий и деления ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Обобщенно стратегия является координирующим, объединяющим фактор между целями и ресурсами фирмы. В общей стратегии предприятия маркетинговая стратегия занимает около 80%, поэтому разработка стратегии это ответственный и важный шаг. Под маркетинговой стратегией подразумеваются элементы стратегии деятельности предприятия, направленные на создание, разработку и доведение до потребителя услуг или продуктов более соответствующих его потребностям. Основное назначение маркетинговой стратегии заключается в том, чтобы сопоставить маркетинговые цели фирмы с ее возможностями, требованиями потребителей, использовать слабые позиции конкурентов и свои конкурентные преимущества. Невзирая на то, что базовая цель функционирования всех фирм на рынке одинакова – получение прибыли, не существует единственной маркетинговой стратегии относительно ее достижения, которая была бы приемлема для всех фирм. Соответственно для каждого бизнесе необходима своя уникальная, наиболее эффективная маркетинговая стратегия, которую должны совместно разработать специалисты маркетингового и финансового отделов. Возможным алгоритмом взаимодействия маркетологов и финансистов в разработке итоговой стратегии может быть – поэтапная проработка целей и приоритетов, где финансисты проводят экономический анализ маркетинговой части, а маркетологи, свою очередь, проводят маркетинговый анализ бюджетных возможностей фирмы. После этого совместно определяется перечень рисков и возможные методы работы с ними. Завершающим этапом будет разработка совместной стратегии, где будут отражены набор финансовых показателей и срок их достижения, а также набор продуктов или услуг и параметры их появления на рынке. На рисунке 1 более докладно показана схема взаимодействия финансистов и маркетологов в разработке эффективной маркетинговой стратегии предприятия. Рисунок 1
Именно такая кооперация в создании маркетинговая стратегия поможет предприятию не только сохранить свои позиции и раскрыть свой потенциал, но и значительно улучшить эффективность бизнеса, а самое главное его прибыльность. Поэтому эта тема остается актуальной на данном этапе развития мировой экономики, конкурентной борьбы с ее возможностями и преимуществами. |