Каталог статей

Красовская Е.Ю.

Днепропетровский университет экономики и права, Украина

Украинский рынок бизнес-образования: тенденции и перспективы развития

Бизнес-образование - интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-тренингов, семинаров, курсов и конференций. Сегодня большинство руководителей понимают, что бизнес-образование предоставляет возможность сформировать определенные конкурентные преимущества и одновременно является формой бизнес-инвестиций. Затраты на обучение и повышение квалификации сотрудников рассматриваются руководителями точно также, как и другие инвестиции компании, как например, закупка нового оборудования. Соответственно, и относятся к обучению сотрудников сегодня именно так, как и к инвестициям, — осознавая их необходимость и оценивая эффективность.

Бизнес-школы в Европе и Америке предлагают солидную, проверенную десятилетиями теоретическую и практическую базу. Относительно недавно сформировавшийся рынок украинского бизнес-образования пока не может претендовать на уникальность собственной школы подготовки специалистов. И потому в основу национального бизнес-образования, заложен иностранный опыт делового администрирования, адаптированный к особенностям украинского рынка.

Как зарубежные, так и украинские школы бизнеса предлагают несколько вариантов обучения. Наиболее популярные среди них: семинары-тренинги и учебный курс МВА (Master of Business Administration). Степень «Магистр делового администрирования» считается «must» (лучшая) у иностранных топ-менеджеров и в последнее время очень ценится в Украине. Высшее экономическое образование, дополненное МВА и опытом работы в иностранной компании, — залог успешной карьеры.

MBA (Master of Business Administration) – это дополнительное бизнес-образование, которое предполагает получение последипломной степени бизнес-образования по общему менеджменту и управлению бизнесом. Программа МВА обеспечивает формирование высокопрофессиональных менеджеров–практиков, личностное развитие студентов, карьерный рост выпускников и отвечает высоким интеллектуальным и академическим стандартам.

Ежегодно в школы МВА всего мира поступают учиться около 200 тыс. человек. Повсеместно крупнейшие компании мира устраивают охоту за выпускниками лучших бизнес-школ. Результаты отечественных исследований в области подбора персонала свидетельствуют о том, что сегодня многие ведущие отечественные компании привлекают на руководящие должности специалистов с дипломом МВА. Обучение в бизнес-школах делится на два направления: для всех желающих приобщиться к миру бизнеса и для руководителей, топ-менеджеров, имеющих солидный опыт работы.

В настоящее время программы МВА предоставляют в Украине 5 бизнес- школ и в ближайшие пять лет есть шансы к появлению еще десятка различных вариантов этой популярной программы. С учетом ее специфических требований не исключено, что именно она, при всей своей непохожести на традиционные магистерские программы, создаст условия для сближения украинского образования с требованиями Болонской декларации. Развитие и распространение общеевропейской системы кредитов, как основа оценки и планирования учебной нагрузки студентов, предполагает формирование условий для возможности эффективного обмена студентами, продолжения обучения в различных школах бизнеса, интенсивного обмена преподавателями, построения индивидуальной системы «пожизненного» обучения.

Бизнес-образование в Украине находится на этапе роста. Современное состояние украинского образования в целом отвечает этапу экономического и социального развития. Наметилась тенденция роста интереса к бизнес-образованию со стороны региональных компаний. Все больше компаний, в основном из Донецкой, Днепропетровской, Харьковской областей, направляют работников на учебу в Киев, запад Украины выбирает между Киевом и Львовом. Некоторые заказывают проведение корпоративных программ на местах. Однако в целом рынок бизнес-образования в регионах находится в зародышевом состоянии и отстает от столичного на 5-7 лет.

Насыщенность рынка на сегодня трудно охарактеризовать, прежде всего из-за большого количества компаний, предоставляющих образовательные услуги как дополнительные (в целом насчитывается около 90 компаний). Однако ведущие операторы на этом рынке отмечают увеличение собственных прибылей и постоянное появление новичков-конкурентов, что свидетельствует о росте и ненасыщенности рынка. Краткосрочное образование (тренинги, семинары) и долгосрочные программы сейчас пользуются практически равномерным спросом среди бизнесменов. В основном украинские школы предлагают программы без отрыва от производства. Сейчас наблюдается переход от стационарных программ МВА к форматам, максимально удобным для работающих людей. Наиболее приемлемы вечерняя и модульная формы обучения.

Программы MBA являются именно такой услугой образовательных заведений, качество которой в первую очередь оценивается бизнесом. Программы MBA направлены на профессиональный рост менеджеров, который оценивается их способностью достигать лучших результатов в управлении компаниями. Именно поэтому работодатели прагматически оценивают, выпускники каких программ в наибольшей степени отвечают их требованиям и могут принести наибольшую пользу компаниям. Учебные заведения, которые предлагают МВА, соревнуются между собой за признание со стороны бизнеса качества их услуг. Одним из путей такого признания является получение аккредитации признанных негосударственных профессиональных ассоциаций, аккредитационные процедуры которых имеют высокую репутацию среди работодателей. При этом гарантией успешной карьеры выпускников программ МВА является не формальный диплом, а репутация соответствующего учебного заведения в глазах бизнеса.

Бизнес-образование является одним из самых динамичных сегментов рынка. Стремительному развитию этой области услуг способствуют рыночные отношения и острая потребность в эффективном управлении.