Каталог статей

Алексеева Н.И., Никитина Л.М.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Украина

Особенности учетной политики предприятий государственного и коммунального секторов экономики

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Требования к распорядительному документу об учетной политике предприятий государственного, коммунального секторов экономики детально описаны в п. 2 раздела II Положения № 1213 [1], где уточнены некоторые процедуры. Так, Положением № 1213 предложено в распорядительном документе об учетной политике определять применение:

1) метод создания обеспечений на выплаты за неотработанное время (ежегодные отпуска). На необходимость создания обеспечения на выплаты за неотработанное время, подлежащие накоплению (т.е. тех выплат, право на получение которых работником может быть использовано в будущих периодах), прямо указано в п. 7 П(с)БУ 26 «Выплаты работникам» и письме Минфина от 21.03.2006г. № 31-34000-20-16/5770 [2]. Но методы создания таких обеспечений в П(с)БУ 11 «Обязательства» не прописаны. Вместе с тем в других нормативных документах Минфина можно найти, по крайней мере, два из них. Так, Инструкция о применении Плана счетов в приведенной к субсчёту 471 «Обеспечения выплат отпусков» характеристике содержит описание механизма расчёта величины обеспечения, согласно которому ежемесячная сумма такого обеспечения на оплату очередных отпусков работникам определяется как произведение фактически начисленной работникам заработной платы и коэффициента, исчисленного отношением годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему годовому плановому фонду оплаты труда. Альтернативный приведенному метод содержит п.11.10 Инструкции №69, где алгоритм расчёта величины обеспечения основан на количестве дней не использованного работниками предприятия ежегодного отпуска и среднедневной оплаты труда работников. По всей видимости, именно из этих двух вариантов расчёта суммы обеспечения на выплаты за неотработанное время следует сделать выбор предприятию;

2) порядка отчислений прибыли в резервный капитал. Размер ежегодных отчислений в резервный капитал для хозяйственных обществ должен предусматриваться учредительными документами и не может быть меньше 5 процентов суммы чистой прибыли общества. Поэтому учётной политикой порядок отчислений прибыли в резервный капитал определять должны, на наш взгляд, все другие предприятия государственного, коммунального секторов, кроме хозяйственных обществ;

3) порядка выплат, осуществляемых из фонда потребления, созданного за счёт прибыли (в том числе определяется исчерпывающий их состав). От того, оговорен ли учётной политикой предприятия порядок выплат (и их состав), осуществляемых из фонда потребления, созданного за счёт прибыли, или же данный порядок не установлен, зависит отнесение выплат в состав нераспределённой прибыли либо же к расходам периода.

Положение № 1213 [1] предусматривает приложение в качестве отдельных составляющих распорядительного документа об учётной политике предприятий государственного и коммунального секторов экономики порядков:

  • определения ликвидационной стоимости основных средств;
  • установления сроков полезного использования (эксплуатации) основных средств и нематериальных активов;
  • организации аналитического учёта поступления и использования средств целевого финансирования.

Создание документа об учётной политике должно быть обусловлено видом деятельности предприятия, его позицией на рынке и основным стратегическим направлением. В соответствии с этим выбираются основные положения данного документа.

Литература:

  1. Положение о порядке бухгалтерского учёта отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утверждённое приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006г. № 1213 - Положение №1213.
  2. Письмо Министерства Финансов Украины от 21.03.2006г. № 31-34000-20-16/5770.
  3. Войтенко Т., Андрусь О. Учётная политика предприятия. – Х.: Фактор, 2008. – 144с.