Каталог статей

Бачурина А.
Руководитель: Паращенко Е.В

Управление затратами предприятия

Введение. Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида - текущие и долговременные.

Основная часть. Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.

Высокая социально-экономическая значимость проблемы управления текущими затратами для развития предприятий торговли обуславливает актуальность проведения исследований в этом направлении.

Проблема управления затратами в полной мере рассмотрена во многих Шонбергер Р. Дж., Фандель Г., Баканов М. И., Лебедева С.Н., Марцин Л.В., Прикина Л. В., Савицька А.В., Ушакова Н.М. и другие. Однако вопросы моделирования механизма управления затратами организаций потребительской кооперации не получили достаточно глубокого рассмотрения, а затраты на социальные нужды вообще не выделялись. Большинство ученых рассматривает управление расходами отдельно от процессов развития предприятия.

Управление затратами – это сложный, многоаспектный и динамический процесс, который включает управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Основной целью управления издержками обращения на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли [2].

Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализе, поиске резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы:

  1. зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы);
  2. не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы).
  1. В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
    • объем товарооборота
    • состав товарооборота
    • групповая структура товарооборота
    • скорость обращения товаров
    • уровень производительности труда работников
    • состояние используемых основных фондов
    • обеспеченность собственными оборотными активами
  2. В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
    • темпы инфляции в стране
    • уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка
    • изменение уровня государственных арендных ставок
    • изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения [4].

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему.

Основу управления издержками обращения на торговом предприятии составляет их планирование. Оно подчинено основной цели управления издержками обращения на предприятии и осуществляется по следующим основным этапам:

  1. Анализ издержек обращения предприятия в предплановом периоде. Основными задачами проведения этого анализа является выявление основных тенденций изменения суммы и уровня издержек обращения в предплановом периоде, размеров отклонения фактических и плановых их показателей, а также выяснение основных причин, вызвавших эти отклонения.
  2. Обоснование основных направлений экономии издержек обращения в планируемом периоде. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного торгового предприятия.
  3. Расчет плановых сумм издержек обращения в разрезе отдельных их статей. Особенностью планирования издержек обращения на предприятии является то, что вначале определяется плановая их сумма в разрезе отдельных статей а лишь затем - общая их сумма. В процессе плановых расчетов по каждой статье определяется сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения плана товарооборота и нормального осуществления хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.
  4. Распределение общей плановой суммой издержек обращения по этапам реализации товаров. Такое распределение осуществляется в разрезе запланированного объема реализации товаров и планируемой суммы запасов товаров на конец периода.
  5. Распределение плановой суммы издержек обращения между отдельными центрами затрат и центрами ответственности. Этот этап завершает процесс планирования издержек обращения на предприятии [3].

Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического результата, повышения эффективности работы.

Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.

Прогнозирование и планирование затрат подразделяют нa перспективное и текущее.

Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и выпуска новой продукции (работ, услуг), увеличении мощности предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования и НИОКР, капитальные вложения.

Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия.

Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности за их соблюдение. Разрабатывается система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, участвующих в управлении затратами, которая должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятию избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Подобный образ действий может мотивироваться как материальными, так и моральными факторами.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений

Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обусловливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если эти последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения производственных условий [1].

Вывод. Итак, управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия. Таким образом, управление затратами должно означать анализ и планирование издержек, и создание единой, рациональной, четкой и постоянно функционирующей системы с определенными целевыми установками и взаимосвязанными элементами. Управление затратами заключается в оптимизации их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия и достижение прогнозированных объемов прибыли.

Литература:

  1. "Управление затратами на предприятии"/под ред. В.Г. Лебедева, Т.Г.Дроздова,, В.П.Кустарёва: С.-П., издательский дом "Бизнес-пресса", 2000, 265с.
  2. Тадыка, И. Б. Методические критерии формирования системы управления оптимизацией текущих затрат предприятия / Економіка промисловості. – 2005. - №1 – с.132-137.
  3. С.А. Ктоляров "Управление затратами": С.-П., "Питер", 2001, 160с.
  4. К.В.Измайлова "Финансовый анализ": Киев, 2000, 230с.