Каталог статей |
Фёдорова А.
О.
Перспективы развития рейтинговой системы оценки деятельности страховых организаций в Республике БеларусьВ условиях конкуренции на страховом рынке для сотрудничества страховыми компаниями клиенты нуждаются в объективной информации об их экономическом положении. Для получения такой информации служат рейтинги, по которым осуществляется ранжирование страховых компаний. Рейтинг, с одной стороны, позволяет любому клиенту сравнивать и оценивать состояние различных страховщиков без проведения глубокого анализа их деятельности, с другой – наличие высокого рейтинга дает этой страховой организации ряд известных преимуществ, в том числе возможности: расширить занимаемую долю рынка; повысить рентабельность работы и конкурентоспособность на страховом рынке; повысить доверие со стороны клиентов, а значит, привлечь новых клиентов и их ресурсы. Когда большинство страховых организаций имеет рейтинг, инвестор может более эффективно распределять свои средства, снижая тем самым стоимость капитала на рынке в целом. Потребитель инвестиционных ресурсов готов платить за рейтинг, поскольку без этого ключа, открывающего ему доступ к рынку, он останется вне поля зрения инвесторов. И чем больше страховщиков, имеющих рейтинг, тем стабильнее и экономически эффективнее работает экономика. В настоящее время в Республике Беларусь существует несколько рейтинговых агентств, которые присваивают рейтинги страховым компаниям, однако в основном они занимаются маркетинговыми исследованиями. Сформулируем основные этапы развития рейтинговой системы оценки деятельности страховщиков в Республике Беларусь. Первый этап: разработка методики рейтинговой оценки деятельности страховщиков на основании прозрачной методологии, учитывающей количественные и качественные показатели всесторонней деятельности страховщика. Методология присвоения рейтинга должна быть системной и понятной для каждого, кто нуждается в получении объективной информации. Рейтинги должны периодически пересматриваться и отвечать изменениям на страховом рынке страны. По мнению Базельского комитета методология оценки должна применяться не менее трех лет. Второй этап: приведение информации, необходимой для выставления рейтинга, в сопоставимый вид. Для определения рейтинга необходимы следующее источники информации:
Третий этап: создание рейтингового законодательства. На данном этапе предусматривается принятие специальных нормативно-правовых актов по регулированию рейтинговой деятельности. Четвёртый этап: создание национального рейтингового агентства в Республике Беларусь. Это позволит всем страховым организациям пользоваться услугами по присвоению рейтинга, а в дальнейшем – учесть уязвимые моменты в своей деятельности. Пятый этап: установление требований к деятельности рейтинговых агентств. Любое рейтинговое агентство обязано:
Шестой этап: создание органов по регулированию рейтинговой деятельности в Республике Беларусь. Данный этап заключается в создании специального органа, который будет учитывать все изменения и внедрения в законодательство такого вида деятельности. Определим, что же даёт рейтинг страховым компаниям рынка Республики Беларусь:
Таким образом, формирование рейтинговой системы, создание национальных рейтинговых агентств, официальное признание рейтинга как элемента системы регулирования деятельности страховых организаций будут способствовать развитию экономики Республики Беларусь, её страхового сектора. |