Каталог статей

Добровольская Е.В.
Научный руководитель: Маслова Л.Я., ст.препод.
ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Оценка состояния рынка пива Украины в условиях кризиса

В течение последних 10 лет пивной рынок Украины демонстрировал более чем уверенную динамику развития. По ежегодному приросту он оставлял позади не только насыщенные рынки развитых стран, но и опережал крупнейший в Восточном регионе российский рынок. Однако с приходом кризиса украинский рынок пива потерял свои прежние позиции.

Так, в 2009 году средний украинец выпил около 46 литров пива. Аналогичный показатель в России составил 57 литров. А в странах с высокой культурой потребления этого напитка (Германия и Чехия) граждане ежегодно выпивают от 140 до 159 литров.

Культуру потребления пива отечественные пивовары создали сами. Долгое время их рекламные кампании культивировали вполне конкретный стиль жизни — с бутылкой пива на улице, в парке, на природе. В европейских странах с ярко выраженной пивной культурой только 45 процентов продаж приходится на напиток в бутылках и другой упаковке, остальное — разливное пиво для баров и ресторанов. У нас же кеговый (разливной) сегмент до сих пор занимает чуть больше 15 процентов.

Сегодня пивоварам надо элементарно менять стратегию. В первую очередь развивать барную культуру потребления, причем не только на уровне своих рекламных кампаний, но и самим вкладывая средства в создание сетей недорогих пивных пабов, как это делают многие западные производители. Пока же в украинских городах демократичных кафе и ресторанчиков, где можно культурно попить пива, ничтожно мало. Естественно, что в подобной ситуации молодежь, у которой денег не так много, дорогому пабу предпочтет скамейку на улице, из-за чего и появляются проблемы с милицией, в соответствии с новыми законами. В них говорится о запрете розничной торговли пива и слабоалкогольных напитков, а также их распитии: в радиусе 500 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений; во всех видах общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения; в учреждениях культуры (за исключением расположенных в них предприятий или пунктов общественного питания, в том числе без создания юридического лица); спортивно-оздоровительных учреждениях и спортивных площадках; парках, скверах и других общественных местах.

Однако, лишь после введения контроля над потреблением спиртных напитков в общественных местах, культура потребления пива среди украинцев начинает меняться.

Рассмотрим рынок пива Украины за последние 10 лет и то как он развивался. Пивной сезон 2005г. в котором производство пива увеличилось на 44 млн.дал, стал достойным завершением развития пивоваренной отрасли. Такой высокий темп роста последний раз наблюдался в 2000г (увеличение рынка на 23%), в последующие года спрос пошел на убыль и увеличение рынка составило лишь 18% в 2001 году и 12% в 2003-2004гг. Основная часть продукции (92%) приходилась на четыре крупнейших производителей – «САН Интербю Украина», «Оболонь», «ВВН Украина» и «Сармат». Остальные 8% делили между собой мелкие региональные предприятия. Вместе с растущими объемами сваренного пива к 2005 г. вырос и экспорт (на 21%).

Потребление пива в 2005 году выросло на 23%, в 2006г. на 15%, а в 2007 рост составил только 12%. Однако несмотря на то, что в 2007 году было продано 280 млн.дал пива, объем рынка в стоимостном выражении продолжал увеличиваться на 20-30% в год за счет роста цен.

По данным экспертов предполагалось, что в 2008-2010 гг. объемы производства пива ежегодно будут увеличиваться в среднем на 7%, несмотря на то, что в период 2001-2006гг. объем производства увеличивался более чем на 15%. Аналитики говорили, что украинский рынок пива находится на пороге насыщения. Однако, в связи с мировым экономическим кризизом в 2008г. украинский рынок вырос лишь на 1,4%. Такой показатель для украинских пивоваров казался чуть ли не катастрофическим, хотя для производителей пива в Европе такая цифра является вполне нормальной.

Среди причин слабого развития рынка пива в 2008 году следует выделить:

  • мировой финансовый кризис;
  • повышение цен на сырье, которое отразилось на цене пивной продукции для конечного потребителя.

Однако, несмотря на мировой финансовый кризис и снижение спроса на продукцию, пивовары не сворачивали свое инвестиционные проекты. Например, в 2008г., чтобы на 50% увеличить мощности по производству пива, «Перша приватна броварня» начала масштабную реконструкцию завода со строительством новых помещений. ЗАО «Оболонь» также не отказалась от инвестиционных планов откорректировав их.

В 2008 г. пиво существенно подорожало, только в период с декабря 2008 г. по январь 2009 г. компании повысили отпускные цены на 12-16%, что было реакцией на колебания курса валют. В связи с ослаблением курса украинской гривны по отношению к доллару и евро стоимость некоторых импортируемых материалов увеличилась примерно на 50%, особенно это коснулось хмеля и дрожжей, в то же время осталась прежней, и даже немного снизилась, взлетевшая в 2007 г. стоимость солода. Это объясняется хорошим урожаем ячменя.

По итогам 2009 г. рынок пива сократился на 7,4% и в объемном выражении составил 265,3 млн.дал, при этом производство пива снизилось приблизительно на 6% до 300,3 млн.дал. Основными причинами падения рынка, безусловно, являются ухудшение материального положения граждан, вследствие экономического кризиса, а также беспрецедентное давление на отрасль со стороны регулирующих органов. Прошедший год ознаменовался, практически двукратным повышением акциза на хмельной напиток с 0,31 до 0,6 грнлитр с июля 2009 г. а также пристальным вниманием народных депутатов к регулированию отрасли. Так в Верховной раде было зарегистрировано 10 практически дублирующих друг друга законопроектов призванных ужесточить условия производства и продаж пива в Украине. При этом предполагается дальнейшее повышение акциза на пиво до 1,01 грнлитр. Компании «САН Инбев Укрина» прогнозируют, что такое повышение акциза несомненно скажется на отпускной и розничной цене пива. В свою очередь, это приведет к сокращению рынка пива в краткосрочном периоде, по некоторым оценкам на 6% выше базовой стагнации рынка. Представители компаний также акцентируют внимание на том, что сокращение прибыли пивоваров существенно снизит объемы инвестирования в развитие отрасли. А это безусловно затормозит процесс формирования культуры потребления пива в Украине.

По данным Укрстата производство пива в январе-марте 2010 года также демонстрирует уменьшение роста производства в сравнении с январем-мартом 2008-2009 гг. В январе производство снизилось на 7,6%, феврале – 2,6%, марте – 3,4%.

Таким образом, в результате выведения оценки состояния рынка пива Украины, можно сказать, что объем производства пива постепенно наращивает свои утерянные позиции из-за мирового финансового и экономического кризиса. Однако из-за жесткого государственного контроля и увеличения акциза на алкогольные напитки в 2010 году, следует ожидать, что темпы роста объемов реализации пива на рынке Украины не будут такими же как в 2000г., и поэтому путь увеличения производства зайдет длительный период.

Литература:

  1. «Потребитель+рынок» - 2008. - № 7-8 – с.30.
  2. «Продукты и ингредиенты» – 2008. - №8 – с.106.
  3. «Бизнес» – 2009 - № 33 – с. 50.
  4. «Новости торговли» – 2008 - №1 – с.46.
  5. [сылка более недоступна}