Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Моханова Т. А.
Уровень обеспеченности населения социальными благами и услугамиВ рыночной социально-ориентированной модели экономики возрастает роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равномерного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель деятельности политики социальной защиты. Создание рациональной системы стратегического планирования социальной сферы и ее основных структурных составляющих направлено на достижение высоких конечных результатов в условиях растущей социальной напряженности вследствие недостаточной обеспеченности населения социальными благами и услугами. Основные теоретические положения управления качеством социальных благ и услуг рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными, среди них работы: Григорьевой С., Гэлбрейта Дж., Данакина Н., Кейнса Дж., Кларка Дж., Климова С., Селезнева А., Смирновой-Ярской В., Смита А., Соловьева С., Хайека Ф., Хикса Дж. и др. Рассмотрению особенностей сферы услуг в постиндустриальной экономике посвящены работы таких авторов, как: Белл Д., Демидова Л.С., Иванов Н.Н., Иноземцев В.Л., Котлер Ф., Кузнецов Ю.В., Маркова В.Д., Норманн Р., Портер М., Слезингер Г.Э. и других авторов. Углубленному изучению вопросов производства социальных услуг и субъектов данной деятельности посвящены работы Волгина Н.А., Поповой М.И., Сидориной Т.Ю., Смирнова С.Н., Якобсона Л.И. Целью данной статьи является проанализировать, на каком уровне в нашей стране находится обеспеченность социальными благами и услугами, и рассмотреть, что же подразумевается под социальными благами и социальными услугами населения. Актуальность темы статьи вытекает из необходимости углубленного изучения уровня обеспеченности населения социальными благами и услугами, который остается достаточно низким, что требует принятия экстренных мер по кардинальной перестройке социальной сферы в целом и ее структурных составляющих. Различные авторы по-разному трактуют определение «социальное обеспечение». По мнению Гончарова С. М., социальное обеспечение – это система государственных и общественных мероприятий, которые направлены на обеспечение материальных условий жизни членов общества в старости, в случае преждевременной потери или значительного ограничения работоспособности, потере кормильца [3, с. 234]. Григорьев В. А. считал, что социальное обеспечение – это система государственных и гражданственных мероприятий, направленных на обеспечение и обслуживание неработоспособных граждан [2, с. 513]. С принятием Закона Украины «О социальных услугах», была начата активная работа в направлении существующих услуг и благ, но понятие «социальные услуги» остается сведенным к «мерам, которые сосредоточены на отдельных социальных группах или индивидах, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи, для обеспечения их жизнедеятельности и возвращении к полноценной жизни» [1]. По мнению Злотогорова В. Г., социальные услуги – это целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо социальных потребностей человека и общества в целом, но не создающая новых потребительных стоимостей [2, с. 595]. В соответствии со словарем «Соціальна робота: теорія і практика», социальные услуги – это сложный элемент структуры товарного рынка [3]. Благо — это все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие [1]. По мнению авторов, в настоящее время уровень обеспечения социальными благами и услугами населения не является достаточным для успешного развития нации. Предложенные ранее пути реформирования отдельных подсистем социальной сферы оказались малоэффективными, поэтому требуется разработка новых подходов к реформированию социальной сферы на основе стратегического планирования. Для более глубокого исследования данной проблемы следует рассмотреть следующие показатели, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 Расходы Сводного бюджета Украины на социальную защиту и социальное обеспечение [2, с. 156].
Проанализировав данную таблицу, видно, что неотъемлемой составляющей стратегического курса на достижение в Украине европейских стандартов жизни является повышение качества жизни и эффективности предоставления благ и услуг социальной сферы. Для анализа уровня обеспеченности населения высшими учебными заведениями следует рассмотреть данные таблицы 2. Таблица 2 Количество учебных заведений (на начало учебного года)
Из таблицы видно, что за последние 19 лет в Украине количество учебных заведений всех уровней аккредитации значительно снизились. Для того, чтобы проанализировать уровень обеспеченности населения общеобразовательными школами следует рассмотреть количество общеобразовательных школ, которые представлены на рисунке 1
Рисунок 1 – общеобразовательные учебные заведения Исходя из выше перечисленных данных видно, что за последнее десятилетие количество общеобразовательных заведений сократилось. Государственные расходы на образование в Украине составляют 7% ВВП. Количество и профессиональная направленность кадров, которые готовятся в учебных заведениях, не соответствует потребностям рынка труда. Подобная проблема наблюдается и в высших учебных зеведениях [3с. 164]. В данной статье были проанализированы данные за 1991 – 2009гг. и проведенный анализ показал, что уровень обеспеченности социальными благами и услугами с каждым годом падает. Литература
|