Бесова И.Т., Кравченко Н.И
Одесская
национальная академия связи им. А.С.Попова, Украина
Исторические предпосылки реформирования собственности в Украине
После распада Союза, Украина
получила в наследство мощный индустриальный комплекс и соответствующую
инфраструктуру, cориентированные на обслуживание
военно-промышленного комплекса Советского Союза. Распад Союза и, в частности,
его военной промышленности, означал
внезапное катастрофическое исчезновение спроса на продукцию украинского
индустриального комплекса, а мгновенное многократное повышение цен на
российские энергоносители парализовало возможности поиска других рынков.
Административная система
управления в СССР была жестко централизованна, Украиной управляли как
административным регионом. Отсутствовали государственная элита,обладающая
чувством миссии, этикой служения, историческим опытом и навыками управления
государством, государственная инфраструктура и технологии, структуры
стратегического планирования, банковская система, денежная система, система
государственной безопасности и многое другое. Не было квалифицированного и
общественно признанного слоя интеллектуалов, способного к выработке адекватных
украинским реалиям концепций трансформации общества.
Сложность политических и экономических
отношений в Украине можно охарактеризовать как исторические предпосылки
реформирования собственности в Украине:
- Необходимость и
неизбежность модернизации для Украины была обусловлена по преимуществу внешними
факторами глобального характера.
- К началу переходного
периода не существовало влиятельных социальных сил, заинтересованных в
модернизации и осознавших этот свой интерес в Украине,
- Социальные стартовые
условия, отражающие зрелость общества, его готовность к модернизации, были
неблагоприятными, что стало причиной системного социально-экономического
кризиса.
- Расчет на бессубъектную
модернизацию общества (сначала формальные институции, потом новые субъекты,
наполняющие их жизнью), опирающуюся на волю вождя и/или группы идейных
реформаторов, в принципе не верен и практически нереализуем. Для адекватного
ответа на исторический вызов в этих условиях, в первую очередь, необходимы
действия, стимулирующие максимально быстрое формирование социальных сил, по
своему месту в обществе заинтересованных в модернизации.
- Массовая, и в том числе
сертификатная, приватизация изначально была предназначена и фактически явилась
мощным ускорителем модернизации общества за счет формирования сил,
заинтересованных в ней, прежде всего слоя средних и крупных частных
собственников.
- Негативные черты массовой приватизации это часть общей картины
переходного периода, которая объективно
обусловлена историческими обстоятельствами. Массовая приватизация усилила конфликты переходного периода,
увеличила масштабы социальных патологий, но не была их причиной.
- Ведущая роль массовой
приватизации способствовала тому, что по общественному мнению она была
«назначена» главной причиной системного кризиса переходного периода.
Процесс модернизации Украины
по своей природе ближе к революционному, чем к реформаторскому. Поэтому оценки
трансформации украинского социально-экономического строя как несистемно и
некачественно проведенных реформ методологически неверны, так как оценивают
несуществующий процесс.
Оценивать прошедший независимой
Украиной путь необходимо, отталкиваясь не от реформаторских схем, а от
исторически обусловленных стартовых параметров украинского общества. При такой
оценке ясны объективные причины исключительно высокой социальной цены, которую
платит общество за модернизацию, но очевиден и высокий уровень достигнутых
результатов.
Организовать реформы — вовсе
не значит их жестко навязать. Они могут проводиться и путем создания условий
для инициатив снизу. Но в любом случае реформы должны быть спланированы и
организованы в разумном соответствии с планами. Страны Восточной Европы, где
общество было внутренне готово к посткоммунистической трансформации,
осуществляют ее именно как систему реформ. В Украине не было исторических
предпосылок для готовности общества к посткоммунистической модернизации и тем
более для мгновенного создания сильной государственной власти, поддерживаемой
обществом и способной целенаправленно осуществлять смену социально-экономического
строя.
Література:
-
Конституція України //
Відомості Верховної Ради України.-1996, № ЗО. Про власність. Закон України від
07лютого 1991 року// Відомості Верховної Ради (BBP), 1991, N 20, ст.249.
-
Про приватизацію
невеликих державних підприємств (малу приватизацію). Закон України від 6
березня 1992 року // Відомості Верховної Ради (BBP), 1992, N 24, ст.350.
-
Завершальний етап
приватизації в Україні. Пасхавер О.Й., Верховодова Л.Т., Воронкова Т.Є.,
Терещенко Н.Т. - Київ.: „Міленіум", 2003. - С 11.
-
Ларцев В.С, Ключиков
Г.М. Українська приватизація у спогадах і роздумах. - Київ: Поліграф - Інформ,
2001.-479 с.
-
Лєдомська С, Ларцев В.
Підсумки сертифікатної приватизації в Україні (1995-2000 pp.) // Економіка
України. - 2001. -№ 5. - С 14.
-
Біла О.С.Інституційні складові
реформування відносин власності в Україні (історико-економічний
аспект)//Наукові Праці ДонНТУ.Серія Економічна.Випуск 103-4. >w,donntu,edu.ua
- С 7-8.
-
Українська приватизація:
плюси і мінуси /Є.І. Головаха, В.І. Дубровський, О.М. Кошик, О.Г. Білоцерківець:
Монографія - Київ: Альтерпрес, 2001.- С 84.
|