Каталог статей |
Абалмасова Н.С., Михайленко Т.В.
Роль оптовой торговли в инновационных преобразованиях национальной экономики и концептуальные пути ее развитияЭкономика Украины в ее нынешнем состоянии, с учетом повышенной динамичности рыночных преобразований и такого фактора, как "конкуренция на основе времени", объективно нуждается в инновационном прорыве. В триаде главных субъектов рыночных отношений "власть - производство — торговля" именно оптовая торговля как самый активный их участник способна ощутимо стимулировать инновационные преобразования. Ее функциональное назначение, как известно, состоит в обеспечении определяющих хозяйственных процессов - связей между производством и потреблением. В ее "фокусе" находятся все товарно-денежные операции и вся система материального производства в общей схеме движения совокупного общественного продукта. В научных публикациях последних лет (А. Мазараки, В. Торэпков, Н. Голошубова, О, Пустовойт и др.) нашли отражение вопросы роли, места, значения оптовой торговли, проблемы ее развития в Украине и предлагались пути их решения. Отмечалось, что отсутствие кардинальных изменений в этой системе со временем привода к накапливанию проблем. Речь идет об устаревшей материально-технической базе, недостаточности таможенных терминалов, отсутствии складской недвижимости классов А, В, теневых каналах движения товаров, проникновении на рынки сбыта фальсифицированной продукции, неравномерном обеспечении населения услугами торговли на региональном и областном уровнях, низкой инновационной активности, интервенции иностранных компаний, отсутствии на государственном уровне понимания рели и значения оптового звена. Цель нашей статьи - изложить концептуапьные направления развития оптовой торговли и определить ее роль в инновационных преобразованиях национальной экономики на основе анализа имеющихся в экономической литературе вариантов решения поставленной проблемы. По мнению М. Згуровского, решающее влияние на инновационные преобразования может оказать именно оптовая торговля (в силу своего функционального назначения и первичности коммуникационных связей с производителями). Концепция и программы ее развития должны быть логическим продолжением принципов становления экономики Украины в целом. Необходимость реформирования системы товародвижения и разработки концептуальных направлений развития оптовой торговли осознана во всех странах СНГ [1,с.17]. Украинские ученые в рамках Концепции развития оптовой торговли [2] предложили пути совершенствования государственного регулирования этой сферы. Концепция направлена на защиту продовольственного рынка и продовольственной безопасности страны. Проблемы неуклонного снижения в Украине объемов производства продукции из отечественного сырья усугубляются бесконтрольным проникновением на рынок сырья из генетически модифицированных организмов. Неоправданно высокая доля импортной продукции в структуре оптовой торговли продовольственными товарами, тотальное исчезновение "экологической", или "органической", продукции свидетельствуют о необходимости безотлагательного урегулирования этого вопроса на государственном уровне и привлечения к решению этой проблемы всех субъектов, участвующих в насыщении товарного рынка [3,с.8]. Комплекс задач оптовой торговли должен включать межрегиональную и межотраслевую интеграцию, оптимальное распределение товарных ресурсов страны. Именно оптовые предприятия способны аккумулировать коммерческую информацию по всем основным вопросам потребительского рынка и предоставлять ее всем заинтересованным экономическим агентам. В рамках государственной политики "инновационного прорыва" оптовая торговля могла бы стать партнером власти, потому что она держит руку на пульсе потребительского спроса и производственного предложения в каждом регионе и в стране в целом [4,с.11]. Ведь оптовое предпринимательство присутствует в любом регионе, и оптовые предприятия - самые активные участники рыночных отношений. Проанализировав ряд периодических изданий по данной теме, можно выделить полный перечень приоритетных направлений реализация программ развития оптовой торговли. Среди них:
Рациональная организация деятельности оптового посредничества, переориентация его интересов в сторону национального производителя способны обеспечить высокую эффективность всей системы товарообращения в стране и решить ключевые задачи производства и реализации продукции. Чтобы расширить плоскость взаимных интересов субъектов рынка, объединить их усилия, необходимо интегрировать их в единое территориально-информационное пространство. В качестве структуры, оптимизирующей товародвижение и направленной на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, ряд авторов предлагают создание сети региональных оптовых комплексов. Литература:
|