Каталог статей |
Скалько
Д.Ю.
Инновационные системы в УкраинеРадикальные преобразования в экономике, структурная перестройка промышленности Украины направлены на преодоление технической отсталости многих отраслей материального производства. Ускорение развития наукоёмких и высокотехнологических отраслей, создание новых конкурентоспособных производств возможны только при условии проведения государством активной инновационно-инвестиционной политики. Такие преобразования для нашей страны, как показывает уже многолетний опыт и, к сожалению, отсутствие положительных результатов, нужно осуществлять не столько на основе монетаристской теории, как путём украинской инновационной теории. «Украинская» — это национальная идея возрождения, патриотичность и в том числе по отношению к отечественному производителю, его продукции; «инновационная» — это научно-техническая активность, это проведение государственной инновационной политики на общегосударственном и региональном уровнях, направленной на внедрение новых научно-технических разработок, возрождение конкурентоспособного отечественного производства. Современная инновационная политика, без сомнения, относится к наиболее важным функциям государства и является совокупностью научно-технических, производственных, управленческих, финансово-сбытовых и других мероприятий, которые связаны с продвижением новой или улучшенной продукции на рынке. Инновационная политика — сложный и всегда не лишенный риска процесс, ход которого обозначается многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. Вместе с тем, во всех развитых странах предпринимаются попытки создания чёткой политики, которая может реагировать на быстрые изменения ситуаций, поддерживать сложные проекты, в том числе, и с высокой степенью технического и финансового риска. В Украине инновационную стратегию разрабатывает и координирует Министерство Украины по делам науки и технологий. В нашей стране, особенно на региональном уровне, началось внедрение одного из основных общепризнанных вариантов инновационного процесса, так называемого «технологического толчка», который предусматривает выделение и развитие приоритетных направлений науки и техники, при условии наличия для этого необходимых материальных ресурсов, соответствующего уровня экспертизы и информационного обеспечения. Основной источник финансирования инновационно-инвестиционной политики — это средства Государственного инновационного фонда Миннауки Украины, которые используются на техническое переоснащение предприятий, внедрение научно-технических разработок, трансферт технологий в производство, развитие малого и среднего научно-производственного бизнеса. Механизм реализации политики «технологического толчка» на региональном уровне эффективно проявляет себя в структуре, которая представлена на блок-схеме формирования инновационной программы развития и выполнения инновационных проектов. Такой механизм даёт возможность реализовать следующие функции: стратегию планирования инвестиций, конкурсный механизм формирования программ и отбора инновационных предложений для их внедрения, квотирование бюджетных средств Госиннофонда для реализации общегосударственных, отраслевых и региональных программ, региональный принцип распределения средств, единую государственную экспертизу, полномасштабный механизм бизнес-планирования. На Хмельниччине областной администрацией при участии Госиннофонда и базовых организаций, а также предприятий региона разработаны приоритетные направления инновационной деятельности и региональная программа развития области, которая включает в себя около десяти инновационных программ, с целью реализации которых на предприятиях области объявлен конкурсный отбор лучших инновационных предложений. Инновационные процессы, которые осуществлялись в регионе, способствовали тому, что Хмельниччина в прошлом году заняла третье место в стране по темпам прироста производства. За несколько лет деятельности Хмельницкое отделение Госиннофонда стало одним из организаторов научно-технической и инновационной политики в области. Эффективность работы инновационного фонда: каждая гривна, вложенная в инновационный проект, дала около 4 гривен отдачи. При финансовой и организационной поддержке Госиннофонда создано и освоено производство: фуражиров для сельского хозяйства, газовых счетчиков новой конструкции, высокоэффективных электронагревательных приборов для обогрева помещений, газообразующих паст для пористых бетонов, высокопроизводительных экструдерных установок, профилактического кисломолочного продукта — бифидумбактерина, новых медицинских приборов — электрокардиостимуляторов, малогабаритной сельскохозяйственной техники; внедрены новейшие технологии по изготовлению пектинопродуктов, сушеных овощей и фруктов, тонизирующих напитков, санитарно-строительной керамики, комбикормов, очистки индустриальных масел и дизельного топлива, лапараскопической хирургии, упаковке кондитерских изделий. На ближайшую перспективу в состав региональной программы развития области включена инновационная подпрограмма «Внедрение комплекса теплосохраняющих технологий в жилищном строительстве», инициатором которой выступил экономический совет при Хмельницком горисполкоме. Программа предусматривает комплексное решение этой, актуальной для города, проблемы: разработку и выпуск новых материалов и комплектующих для строительной индустрии, внедрение прогрессивных технологий в жилищном строительстве, реставрацию существующего жилого фонда, применение новых систем отопления. В 1998 году планируется на базе новых технологий, разработаных на уровне изобретений, подготовить и начать производство конкурентоспособной, и не только на внутреннем рынке, продукции: высокопрочный гипс, высокоэффективное комплексное удобрение — экогранулят, продукт профилактического питания — цикорлат, активированый уголь, лицевой кирпич, гнутоклеенные изделия для изготовления мебели — латофлексы, мобильные лаборатории для обеспечения надёжности эксплуатации кабельных линий электропередач и электросвязи и др. В то же время, несмотря на ряд положительных моментов, потенциально являясь важным фактором интенсификации социально-экономического развития Украины, инновационная деятельность сводится сейчас, в основном, к финансированию подготовки производства и заботам о возврате кредитов. При этом заметно теряется ее техническая, технологическая, экономическая эффективность. Отрицательно сказывается на объемах внедрения в производство новых разработок, при чем таких, которые могут дать значительный эффект уже в первые годы их использования, ограниченность вариантов гарантий возвращения инновационных кредитов. В связи с этим полезно было бы расширить возможности в сфере гарантирования возврата кредитов, например посредством возмещения предполагаемых убытков через реализацию приобретенных за счет кредита оборудования, комплектующих изделий, материалов, а в ряде случаев, и готовой продукции, созданной в результате выполнения инновационного проекта. Гарантиями могли бы выступать и определенные обязательства страховых компаний. Однако, высшей формой гарантии возврата кредита должна стать 99% уверенность в успешном осуществлении инновационного проекта. Такая уверенность могла бы быть подкреплена тщательным изучением конкретного проекта, а также оптимизацией методики оформления проектной документации, в том числе, и за счет разработки специального базового программного обеспечения. Положительное влияние расширения объемов реализации инновационных проектов на состояние экономики страны видится и в возможном оздоровлении финансовой системы путем неинфляционной эмиссии национальной валюты. Дело в том, что в украинской экономике, по мнению экономистов, изучающих эту проблему, прочно установился товарно-балансовый дисбаланс. Причин много. И одна из них — несоответствие находящихся в обращении денежной массы и товарно-материальных ценностей. Постепенно устранить эту причину представляется возможным через выпуск в оборот национальной валюты в виде инновационных кредитов, что не противоречит сути инноваций, заключающейся в создании новых материальных ценностей, т.е. новой стоимости, требующей соответствующего, эквивалентного пополнения денежной массы. Однако, эффективность такой меры достижима только при условии устранения перетока этих средств в теневую экономику. Открытыми остаются вопросы завершения исследований и разработок, начатых в прошлые годы и неоконченных по известным причинам экономических неурядиц. Среди таких разработок есть те, которые обладают практически гарантированной эффективностью дальнейшего промышленного использования. Поэтому инновационное финансирование доведения до готовности к внедрению незавершенных исследований и разработок следовало бы рассматривать важным резервом технологического прогресса и экономического роста. Литература
|