Каталог статей

Борисова И.Н., Гвасалия Д.С.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Анализ социальной защищенности населения Украины в сравнении с европейскими странами

Социально-экономическое развитие любой страны мира, включая Украину, определяется достигнутым уровнем и качеством жизни населения и характеризует степень обеспечения людей материальными и социальными благами.

Во всем мире наметилась яркая тенденция увеличения роли социальной функции государства. Поэтому тема взаимной ответственности государства и личности становится особо актуальной. В условиях макроэкономической нестабильности обостряется вопрос реальности выполнения полномочий государства в сфере социальной политики, а также вопрос усовершенствования процесса бюджетирования и программно-целевого планирования использования финансовых ресурсов для реализации заданий социальной политики [1]. Стремление Украины к евроинтеграции должно направляться и на создание европейского образа жизни и соответствующей модели социального развития.

Вопрос о финансовом обеспечении социального развития государства исследовался зарубежными учеными, такими как П.Самуэльсон, Б.Райан, А.Паретто и другие, а также отечественными учеными – А.Василик, Т.Желюк, И. Лунина, В.Сокуренко и другие.

Социальная функция государства – обязательство относительно формирования социальной безопасности человека и общества, которое предусматривает жизнеобеспечение личности на уровне государственных минимальных социальных стандартов и социальных гарантий, а также создание равных условий для жизнедеятельности человека [6;с.17].

В Украине планирование финансового обеспечения развития социальной сферы осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственных социальных гарантиях и государственных социальных стандартах и нормативах», который регламентирует механизм расчета расходов на социальные цели, формирование бюджетов всех уровней и социальных фондов, межбюджетных отношений, разработку общегосударственных и местных программ социально-экономического развития [2].

Социальная защита населения реализуется в Украине также посредством солидарной системы обязательного социального страхования. В настоящее время действует четыре из пяти видов социального страхования, предусмотренных Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании.

Оценка социального положения украинского общества свидетельствует об увеличении масштабов социальных рисков, которые могут представлять реальную угрозу национальной безопасности. Это является последствием не только нестабильности в макроэкономической ситуации, но и несовершенства государственного управления социальными процессами. В настоящее время в Украине наблюдается тенденция имущественного расслоения, отсутствия «среднего класса», а также сопутствующие этому социальные проблемы. Важно, что низкому уровню жизни соответствуют и его низкие стандарты, которые принимает население [4].

По уровню оплаты труда Украина занимает одну из последних позиций в числе европейских стран. Удельный вес заработной платы в Украине по разным оценкам, колеблется в диапазоне 25-28% ВВП, тогда как в странах ЕС он составляет в среднем 65%.

Уровень безработицы в Украине примерно соответствует показателям развитых стран, и значительно уступает показателям большинства стран с переходной экономикой: Польше, Словакии, Болгарии, странам Балтии [8].

В Украине доля социальных трансфертов на социальное обеспечение и страхование составляет примерно 28 % ВВП, тогда как в Германии, Франции, Швеции и Италии удельный вес социальный трансфертов составляет 55-60%.[1;с.89]

Одним из важнейших направлений обеспечения социальной стабильности является равномерное распределение доходов в обществе. Однако, в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, именно беспрецедентная дифференциация доходов является фактором, угрожающим социальной безопасности. [6;с.21]

Таким образом, в сравнении с европейскими странами, Украина практически по большинству показателей социальной обеспеченности занимает последние строки. Поэтому необходимо внедрение европейского опыта социальной политики в области социального обеспечения и защиты населения. Рассмотрим образец европейской системы социальной защиты на примере Германии.

Система социальной защиты Германии носит комплексный и многоплановый характер. Растущие объемы расходов стали основой количественного и качественного улучшения услуг социальной защиты населения.

Социальное страхование, которое подразделяется на обязательное и добровольное, включает 5 основных направлений: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев, по безработице и инвалидности. В структуре социального бюджета наибольшей удельный вес приходится на пенсионное страхование.

В Германии социальную помощь получают 8,5 % населения страны, 56% из них женщины, а 44% мужчины. Прежде чем получить социальную помощь, человек должен исчерпать все возможности самостоятельного обеспечения самого себя. Он должен обратиться за помощью к родственникам, попытаться найти работу, продать предметы роскоши, переехать в более дешевую квартиру, обратиться за пособием по безработице.

Таким образом, система социальной защиты населения имеет множество преимуществ, однако ее функционирование возможно при достаточной стабильности экономики. Система Германии характеризуется определенной универсальностью, т.е. охватывает все слои населения.

В европейских странах высокая степень социальной защищенности формируется за счет высокого уровня налогообложения. Так, например, в Швеции он составляет 67%. Государство перераспределяет социальные блага от наиболее обеспеченных к наименее обеспеченным [7].

Опыт по формированию и использованию системы социальной защиты является ценным для Украины, и поэтому его стоит учитывать при реформировании действующей системы для повышения уровня жизнедеятельности населения, социальных стандартов, обеспечения стабильности.

Выполнение каких-либо социальных стандартов зависит от развития экономики. Здоровая экономика является залогом высоких социальных стандартов. Поэтому решение социальных проблем возможно лишь в комплексе с экономическими и политическими с учетом научно-практического опыта других стран.

Литература:

  1. Желюк Т. Фінансове забеспечення соціального вектора розвитку національної економіки. Світ фінансів – 2009 – 3(20). – стр.88
  2. Закон України «Про державні соціальні стандарти та державні соціальні гарантії» № 107-VI (107-17)
  3. Миргородська Л.О. Фінансова система провідних країн світу – К:,Центр навч. Літератури,2003.-240с.
  4. Сирота И.М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. - X.: Одиссей, 2000.
  5. Сокуренко В.В. Роль соціальної справедливості в розбудові правової соціальної держави.
  6. Тропіна В.Б. Бюджетне забезпечення соціальної функції держави в Україні. Фінанси України – 2008 - №5.
  7. «О социополитике Германии» [сылка более недоступна}