Каталог статей |
Малыгон Ю.А.
Конкуренция в банковской сфере, ее сущность и особенности в УкраинеКлючевым понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Она является наиболее важным звеном всей системы рыночного хозяйства. Стимулом, который побуждает физических и юридических лиц к конкретной борьбе, является стремление превзойти других. Предметом соперничества на рынках являются части рынка, контролируемые теми или другими субъектами рынка. Банковская конкуренция — экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли. Банковскую конкуренцию следует рассматривать как разновидность конкуренции вообще, при этом, учитывая специфические особенности рынка банковских услуг, закономерностей развития банковской системы в целом [1]. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок, который представляет собой совокупность рынков сбыта банковских услуг. Его специфика заключается в том, что это — очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Целью данного исследования является выяснение причин, сущности и факторов развития банковской конкуренции с учетом конкурентных рынков. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" учредил правовые основы формирования классической двухуровневой структуры банковской системы, которая охватывает Национальный банк Украины и коммерческие банки [2]. Переход банковской системы от одно- до двухуровневой, и от государственной монополии к рыночной конкуренции, выдвинули проблему конкуренции в банковской сфере на одно из первых мест. Еще А. Смит в 1776г. сделал вывод, что «свободная конкуренция принуждает всех банкиров проявлять большую предусмотрительность в операциях со своими клиентами, чтобы их соперники не отвернули этих последних к себе». Тем не менее, современная экономика толкует конкуренцию в зависимости от вида концепции конкуренции, среди которых есть три основных: поведенческая, структурная и функциональная. В экономической литературе представлены четыре принципиальных подхода к проблеме конкуренции и конкурентных рынков. Согласно первому походу, конкуренция – это соперничество за достижение наилучших результатов в различных сферах и «состязание на рынке». Согласно второму подходу, конкуренция – это элемент рыночного механизма, который уравновешивает, как известно из теории экономики, спрос и предложение. Согласно третьему, конкуренция – это критерий определения типа отраслевого рынка и базируется на современной теории морфологии рынка [3,c. 27-34]. Согласно четвертому подходу, конкуренция – это процедура открытия, его впервые выдвинул и обосновал Ф. Гайек, который пришел к выводу, что «общества, которые полагаются на конкуренцию, в конечном счете успешнее, чем другие досягают своих целей». В то же время «экономическая конкуренция выступает как метод открытия конкретных фактов, которые имеют значение для достижения специфических целей». К числу отличительных особенностей банковской конкуренции относят:
Подводя итоги, придем к выводу, что конкурентная среда украинских банков до сих пор содержит элементы хаотичности. Она не развита и плохо предсказуема. Это проявляется в том, что даже сейчас потребители могут услышать предложение заведомо неподъемной для банка процентной ставки по депозиту. Вообще в последние годы в банковской системе Украины в основном доминировала конкуренция по ценовому признаку, а не по качеству предлагаемого продукта. Это говорит о том, что банковский сектор пребывает еще в самом начале своего становления [5]. Использованная литература:
|