Каталог статей |
Гаврилюк А.Г.
Проблемы взаимосвязи стратегического менеджмента и маркетингаВзаимосвязь и взаимопроникновение между концепциями стратегического менеджмента и маркетинга - одна из серьезных проблем практики управления организацией. В настоящее время, возникают трудности в четком, научнообоснованном объяснении причины возникновения этой взаимосвязи. Если рассмотреть эволюцию концепции маркетинга, то последний постепенно проебразовывался в управленческий подход, который, в свою очередь, по мнению практиков, ассоциируется с прототипом большого функционально-разделенного отдела маркетинга, с работающими в нем специалистами в области маркетинговых исследований, продаж, рекламы, продвижения и распределения товаров или услуг, к числу которых иногда добавляются и специалисты по ценообразованию. Необходимо установить соответствующие роли и сферы деятельности маркетинга и стратегического менеджмента. Проведенный с этой целью анализ публикаций ведущих зарубежных специалистов в области стратегического менеджмента позволил сделать следующие утверждения: 1) традиционно, стратегический менеджмент связан с решениями, принятие которых находится исключительно в компетенции менеджеров высших уровней управления; 2) в основном, эти решения касаются выбора фирмой стратегически важных видов деятельности и рационального использования ее ресурсного потенциала; 3) как правило, ниже перечисленные проблемы чаще других выделяются в качестве центральных, решения по которым принимаются исключительно на корпоративном уровне:
Стратегический менеджмент предназначен для решения главных стратегических вопросов в различных сферах деятельности компании. В качестве центральных, наиболее значимых стратегических вопросов выделяют следующие:
Главными особенностями стратегического менеджмента являются: 1)разработка и последующая реализация глобальных многонациональных стратегий, 2)обязательный ситуационный анализ отрасли и конкурентов, 3)принятие стратегических решений только на основе результатов предварительно проведенного анализа, 4)последовательная, поэтапная реализация стратегии. Если стратегический менеджмент обеспечивает целевые рамки, объединяющие деятельность организации, то эффективный маркетинг, в свою очередь, обеспечивает внешне ориентированное проникновение, которое освещает эту стратегию. Содержание и роль маркетинга подверглись глубокому изучению, в результате многочисленных исследований окончательно оформились четыре основные точки зрения на эту сферу деятельности:
Относительно вопроса об интеграции маркетинговой стратегии и корпоративной стратегии можно сказать, что все меньше внимания уделяется маркетингу, поскольку, маркетинг в рамках стратегического менеджмента рассматривают как узкую оперативную функцию. Основные осложнения, возникшие в процессе решения дилеммы маркетинг – стратегия, базируются исключительно на теоретических затруднениях. Эта проблема образовалась под действием разных взглядов на природу взаимоотношений между маркетинговой стратегией и корпоративной стратегией. Сегодня основная задача состоит в том, чтобы показать необходимость формирования альтернативного подхода к разработке и поддержке интерфейса маркетинг – стратегический менеджмент. Модель интеграции маркетинга и стратегии предполагает наличие четырех взаимосвязанных областей изучения, анализа и принятия решений:
Таким образом многие традиционные подходы к разработке программ по маркетингу и стратегическому менеджменту подорваны, по существу, за счет совершенствования организационной и бизнес – практики. Подобное влияние предполагает как схождение, так и расхождение содержания обеих областей. Представленная интеграционная модель, позволяет классифицировать проблемы, стоящие перед управлением маркетингом и стратегией – т.е. концентрирует внимание руководства на конкретных аспектах. Такой анализ обеспечивает основу для обнаружения проблем, а так же для выявления и осознания четкой взаимосвязи между ними. Литература:
|