Каталог статей

Каримова А.Р., Аиткулова Р.Р.

Единый социальный налог: "за"и "против"

Как известно, единый социальный налог (далее - ЕСН) взимается с 2001 года. Однако предложение о его введении обсуждалось на протяжении нескольких лет. Суть налога при его включении в НК РФ виделась в том, чтобы заменить взносы организаций в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом, ликвидировав таким образом неразбериху в существовавшей до введения налога системе. До вступления в силу НК РФ существовали несколько фондов: пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, а также фонд занятости.

Аргументы в пользу введения единого социального налога были более чем существенные: дело в том, что у всех социальных фондов была одна и та же облагаемая база - фонд оплаты труда и выплаты в пользу работников. Но взносы были разными по величине. Каждый фонд требовал перечисления взноса в него отдельным платежным поручением, устанавливал собственные сроки уплаты и представления отчетности, правила представления отсрочек, проводил проверки предприятий, запрашивая при этом у налогоплательщиков одни и те же документы по выплате заработной платы.

Несмотря на очевидную необходимость введения единого социального налога, некоторое время это решение откладывалось. Сказалась заинтересованность самих фондов, не желающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан. Как бы то ни было, но 1 января 2001 года налоговая система Российской Федерации все же пополнилась еще одним налогом. Ставка налога была регрессивной, базовый платеж составлял 35,6%.

С 1 января 2005 года базовую ставку единого социального налога с 35,6 понизили до 26%.

Снижая ставку единого социального налога, государство надеялось, что предприниматели сделают ответный шаг, то есть выведут зарплаты «из тени». Ведь ни для кого не секрет, что многие организации минимизируют выплаты единого социального налога с помощью различных незаконных схем. Однако эти надежды не оправдались. Обобщим доводы противников дальнейшего снижения единого социального налога, к которым относится большая часть чиновников Минфина России и ФНС России, то есть тех, кто несет ответственность за наполнение государственного бюджета. После снижения ставок единого социального налога в 2005 году зарплаты по-прежнему платят в конвертах, а бюджет потерял значительные суммы, считают многие налоговики. Отсюда следует вывод, что дальнейшее снижение ставок единого социального налога нецелесообразно. Ведь тогда поступления денежных средств в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды еще больше уменьшатся.

При таких обстоятельствах возникла острая необходимость в изменении существующей системы. Так в 2006 году Экспертное управление президента обнародовало предварительную концепцию реформы единого социального налога, которую начальник Экспертного управления А. Дворкович озвучил на встрече с активистами «Деловой России» весной 2006 года. Суть предложения А. Дворковича заключалась в том, чтобы ликвидировать ЕСН как единый налог и вернуться к существовавшей до 1 января 2001 года системе, при которой предприниматели делали одновременно несколько платежей в фонды социального, пенсионного и обязательного медицинского страхования. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный ">закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов. Страховые взносы должны будут перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Основное изменение, которое касается плательщиков единого социального налога (а с 2010 г. - плательщиков страховых взносов), - это повышение ставок. С 2011 г. будут применяться измененные тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ): В целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента, вместо 26 процентов по ЕСН на сегодняшний день.

Таким образом, данные изменения являются антикризисными мерами и направлены на развитие пенсионной системы и системы обязательного (социального и медицинского) страхования.