Каталог статей |
Иванченко
А.А.
Развитие франчайзинга на рынке УкраиныСтатья посвящена развитию франчайзинга в Украине. Указаны основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для Украины в 2010. Проанализированы основные проблемы франчайзинговой деятельности в Украине. Постановка проблемы. В странах с развитыми рынками, малый и средний бизнес составляют основу экономики и являются стимулами для появления прогрессивных идей в бизнесе. В Украине же малые и средние предприятия находится лишь на стадии развития, хотя уже сегодня область малого и среднего предпринимательства охватывает 85 отраслей экономики Украины. Государство проводит недостаточно мероприятий для развития предпринимательства и выведения ее на совершено другой передовой уровень. В связи с этим, предприниматели ищут такие пути ведения бизнеса, которые были бы наименее рискованными.В этом контексте обращает на себя внимание концепция франчайзинга или система "льготного" предпринимательства, которая в современных условиях в мире приобретает все большее распространение и актуальности. Анализ существующих исследований и публикаций. Изучением теории франчайзинга занимаются такие иностранные ученые: Дельта Ж., Котлер Ф., Ламбен Ж., Мендельсон М., Шейн С., а также отечественные: Ковальчук Н.А., Широбокова Н.М., Шкромада В.В., Кошелям Е.Г., Ляшенко В.И. и др. Целью исследования является рассмотрение условий распространения франчайзинга в Украине. Для достижения поставленной цели главное внимание сосредоточено на изучении основных тенденций развития рынка франчайзинга в Украине, раскрытии основных причин роста рынка франчайзинга в 2010 гг. Освещении главных проблем ведения франчайзинговой деятельности в Украине. Суть франчайзинга заключается в предоставлении одним субъектом предпринимательской деятельности (франчайзером) права на осуществление определенной деятельности с использованием его торговой марки, технологий, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности другому субъекту предпринимательства (франчайзи) в течение установленного срока на ограниченном территории и на определенных условиях. Такое право называется франшизы. Компания "ТРИАРХ" провела исследование состояния рынка франчайзинга в Украине 2008 г. и 2009 г. Результаты этого исследования показали следующее:
Из приведенного видно, что тенденции на рынке франчайзинга является как положительными так и отрицательными, но их наличие говорит о том, что франчайзинг будет еще не один год стремительно расти в Украине, ведь данное направление сосредотачивает в себе не только отечественные бренды, но и известные мировые бренды, несомненно является лучшим стимулом для потребителей продукции или услуги. Именно поэтому рынок франчайзинга можно рассматривать как перспективное направление ведения коммерческой деятельности на территории Украины. Главными причинами роста рынка франчайзинга в 2010 г. и в будущих годах в Украине будут следующие: рост безработицы, переход экономики в стадию рецессии, обвал фондового рынка, распределение бюджетных средств на поддержку предприятий во время кризиса происходит в пользу крупных корпораций и финансово-промышленных групп, снижение стоимости недвижимости и арендной платы. Вывод. Франчайзинг в Украине является перспективным направлением экономической деятельности и в ближайшие годы мы будем наблюдать рост этого сегмента. Также, следует отметить, что экономический кризис конца 2008 г. стала одной из причин стремительного развития франчайзинга в Украине в 2009 г. Ведь при условии, что большинство бизнес-проектов начали быть убыточными, франчайзинг остается прибыльным бизнесом, как для франчайзера так и для франчайзи. В целом, система франчайзинга имеет ряд преимуществ, которые позволяют более эффективно организовать бизнес с меньшими затратами, что повышает конкурентоспособность отечественной экономики. ЛИТЕРАТУРА:
|