Каталог статей

К.Э.Н. Шатохин О.Г., аспирант Маряниченко Б.В.
Днепропетровская металлургическая академия, Украина

Необходимость построения экологического мониторинга утилизации отходов, с стадии производства или импорта товаров

Для того, что бы наиболее эффективно контролировать процессы образования отходов, необходимо построение такой модели мониторинга, которая начинала бы фиксировать наличие потенциальных отходов, содержащихся в товаре, еще при его производстве или импорте и в последующем контроль должен распространяться на процессы передвижения товара, вплоть до стадии окончательного его перехода в отход.

Ведь, процесс передвижения любого товара, к конечному потребителю, является также процессом постепенного движения различных материалов (дерева, бумаги, стекла, полимеров, металлов и т.д.) которые являются составляющими товаров, в стадию отходов.

Наличие точной информации о месте и количестве образования различных отходов, позволило бы эффективно осуществлять контроль за последующей правильной утилизацией или экологически безопасной переработкой. Также в случае наличие полной ”картины” о видах, количествах и местах образования отходов, это позволило бы осуществлять объективное планирование различных организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в целом, путем создания отсутствующих мощностей по переработке отходов, специализированных полигонов, ограничение импорта или производства тех видов товаров переработка которых, затруднена в будущем и т.д.

Учитывая глобальность поставленных задач, перед предлагаемой к созданию экологической системы мониторинга, можно прийти к выводу, что данная область вопросов должна находиться только в сфере государственного регулирования. Поскольку только на государственном уровне управления возможно осуществлять полноценный контроль передвижения и мест образования отходов на уровне юридических лиц. Для того, чтобы перейти непосредственно к рассматриванию вышеуказанного процесса, необходимо с начала ознакомиться со всеми составляющими одной единицы товара. Для детального рассмотрения возьмем несколько примеров: Ниже в таблице 1 приведены все составляющие одной единицы товара

Таблица 1 Составляющие единицы товара

Пиво Сармат 0,5 л. металлическая банка

Форма упаковки

Отходы

Кол-во, кг.

Кол-во отходов на 1 ед. товара

1 банка

Алюминий пищевой

0,007

0,007

Упаковка 24 ед.

ПВД (пленка упаковки)*

0,336

0,014

Гофра картон (лоток)

0,045

0,002

.Упаковка поддон (16 упаковок по 24 ед.)*

Дерево(поддон)

20

0,052

ПСД (пленка упаковки)**

0,15

0,001

Пиво Сармат 0.5 л. стекло

1 бутылка

Стекло

0,320

0,32

Бумага (наклейка)

0,0005

0,0005

Металл (крышка)

0,0015

0,0015

продолжение таблицы 1

Упаковка 20 ед.

ПВД (пленка упаковки)

0.456

0,023

Гофра картон (лоток)

0,065

0,004

Упаковка поддон (12 упаковок по 20 ед.)*

Дерево(поддон)

20

0,084

ПСД (пленка упаковки)

0,25

0,001

Икра красная 0.2 кг (ТМ Айсберг)

1 контейнер

ПНД (упаковка-контейнер)***

0.028

0,028

Упаковка ящик

30 шт.*

Гофра картон(ящик)

0,375

0,013

* полиэтилен высокого давления экструзионный

** полиэтилен среднего давления экструзионный

*** полиэтилен низкого давления литьевой

Дополнительно, следует заметить, что аналогичные составляющие содержаться в товаре не только из сферы продуктов питания, а и товаров народного потребления, оргтехники, сырья для промышленности (первичная гранула полимеров, едкий натр, кислоты) и т.д.

Все эти вышеуказанные материалы на сегодняшний день находятся вне поля зрения бухгалтерского или экологического учета: при ведении бухгалтерского учета берется только во внимание количество единиц товара (например Пиво Сармат 0,5л. – 1000 шт.),цена, контрагент, дата приобретения или реализации, экологический учет находится вообще в зародышевом состоянии, те отходы, (образовавшиеся как вариант при распаковке товара), которые к примеру магазин, пожелает поставить на учет и сдать лицензионной компании на утилизацию, ”всплывут” в поле зрения экологического мониторинга, а те отходы, которые балансодержатель решит сдать за наличные денежные средства или вообще просто вывести на свалку или полигон без официального оформления так и останутся навсегда в ”тени”. Другими словами, на сегодняшний день этот процесс является хаотичным и не контролируемым.

Данные объемы отходов не регистрируются в бухгалтерских документах, складских, в связи с чем и их фактический переход с стадии товара в отход происходит также скрыто и неучтено.

Учитывая все вышеуказанное, необходимо создание новой модели управления в сфере утилизации отходов, базирующейся на формировании единой базы данных, содержащей информацию о каждом товаре находящемся в обороте государства. Информация о товаре, должна отображать подробные данные о всех составляющих товара, которые со временем перейдут в стадию отходов, методов переработки данных отходов, технические условия по разделению использованных товаров по составляющим и т.д.

После составления вышеуказанной глобальной базы данных по всем видам товара, следующая немаловажная задача, заключается в создании функционирующей системы взаимодействий различных государственных органов, субъектов предпринимательской деятельности с целью контроля за передвижением каждого вида товара, начиная от производителя или импортера и заканчивая конечным потребителем.

Немного следует остановиться на термине – конечный потребитель. Конечный потребитель – это юридические или физические лица, которые приобретают товар для непосредственного использования до полной стадии износа товара и соответствующего перехода последнего в ранг отходов. На данный момент, предлагается разработка системы контроля за образованием и последующей утилизацией отходов накапливаемых у конечный потребителей – юридических лиц.

Это связанно с тем, что к юридическим лицам проще применять любые формы контроля, поэтому предполагается, что первоначально организационно эффективнее будет внедрить и в случае положительного результата, после доработки и усовершенствования на практике, перейти к самому трудному этапу – внедрения системы контроля за движением и утилизацией отходов образуемых у физических лиц.