Каталог статей

Пчельников И.Н.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Суть основных концепций развития компаний

При прочих, в принципе равных, условиях функционирования различные компании по-разному используют ресурсы своего организационного развития. Именно поэтому одни компании более успешны по сравнению с другими. Можно выделить три основные пути организационного развития современных компаний:

  • механический рост;
  • определение направления развития с помощью экспертных методов;
  • определение направления развития с помощью научно обоснованных методов.

Управление компанией всегда подчинено конкретной цели. Поэтому всегда можно говорить об управлении, оптимальном в некотором смысле. Для него характерны, например, максимизация прибыли за заданный период времени, снижение издержек производства и т. д. Казалось бы, с помощью теории оптимального управления можно легко построить управление организационным развитием компании. Однако в чистом виде теория оптимального управления мало применима на практике, так как она требует построения достаточно сложных моделей:

динамической модели компании; модели системы управления; модели внешних воздействий, действующих на компанию и информационных возмущений (внешних возмущений и шумов).

Для получения предсказуемых результатов управления сложными объектами и накапливания полезных, полученных опытным путем знаний, применяется ряд допущений, которые могут быть формализованы в рамках теории управления. Эти допущения позволяют представить процесс управления в виде взаимосвязи процессов (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь процессов в управлении компанией

В состав функций управления входят: планирование, учет, контроль, регулирование, анализ.

Система управления предприятием является системой управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей. Под организационным развитием современной компании понимают организационное развитие как процесс формулирования видения будущего организации и реализации запланированного изменения, осуществляемый группой или командой сотрудников во главе с руководителем через изменения в отношениях, в поведении и в результатах работы сотрудников путем их обучения при помощи специалиста по организационному развитию.

Как правило, затраты, выделяемые на создание и совершенствование системы управления, позволяют последовательно достичь следующих результатов:

  • создать бизнес:
  • сформировать замысел компании;
  • добиться реализации бизнес идея;
  • оптимизировать операционную деятельность:
  • выполнить структуризацию фирмы (формализовать бизнесструктуры и добиться рационального управления функциями);
  • организовать рациональное управлением процессами (оптимизировать бизнеспроцессы оперативной деятельности);
  • создать гибкое стратегическое управление на регулярной основе:
  • организовать рациональное управление потенциалом компании;
  • организовать рациональное управление нематериальными активами предприятия.

В интересах выживания компания должна преодолевать кризисные точки в своем развитии. С этой целью компания должна регулярно совершенствовать свою систему ведения бизнеса, осуществляя преобразования от предыдущего уровня к последующему.

Уровень развития системы управления зависит от того, сколько затрат было вложено в ее совершенствование. При этом следует отметить, что никакой собственник в здравом уме не будет производить затраты только ради стремления к совершенству, если последнее не будет приносить дополнительный доход. Отсюда следует, что любой переход к следующему уровню требует оценки эффективности проведения вышеописанных затрат.

Список литературы

  1. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнесстратегии к корпоративной информационноуправляющей системе. М:, Горячая линия Телеком, 2004.
  2. Организационное развитие компании [сылка более недоступна}
  3. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития. www.cfin.ru.
  4. Яцына А. Коечто об эволюции сообществ. www.naymit.igry.ru/game/stat/.