Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||
Сейтова Г.Т. к.э.н.
Роль финансового фактора воспроизводства человеческого капиталаВ современных экономических исследованиях используется стандартная модель человеческого капитала, включающая следующие переменные:
Анализ по такой модели предполагает, что более низкий уровень образования имеет более низкую норму отдачи (таблица 1). Таблица 1 – Классификации форм человеческого капитала в современной экономической теории
Кроме классификации по однородности, экономической теорией на сегодняшний день разработаны другие различные классификации человеческого капитала. Имеет место классификация форм человеческого капитала по скорости получения отдачи: миграция и поиск информации относятся к факторам с коротким сроком отдачи, тогда как образование, повышение квалификации, здравоохранение и рождение детей - долгосрочные инвестиции. Г.Беккером предложена классификация по типам профессиональной квалификации: общего характера и специфический человеческий капитал, применимый только в условиях фирмы. Нами систематизированы все имеющиеся классификации и представлены в таблице 1. В мировой экономической литературе выделяется несколько факторов воспроизводства человеческого капитала и субъектов, деятельность которых способна активизировать или, наоборот, ослабить силу воздействия этих факторов. Согласно Г.Беккеру «домохозяйства с более высокими доходами могут предъявлять большие требования к продолжительности (и качеству) образования, по крайней мере, по двум причинам:
Подход Г.Беккера предусматривает наличие прямой связи между финансовым капиталом (уровнем доходов или богатства) домохозяйства и воспроизводством человеческого капитала (уровнем формального образования). В научных исследованиях выделяют, по крайней мере, две формы влияния финансового капитала на образование детей. Во-первых, существует так называемое прямое влияние, когда выбор программы обучения и продолжительности образования определяется объемом имеющихся финансовых ресурсов. Во-вторых, такое влияние может быть опосредованным, то есть через возможности родителей создать благоприятные условия для развития детей, обеспечить доступность и качественное усвоение той программы образования, которая избрана с хорошими итоговыми результатами [2]. При рассмотрении категории доступности нами имеется в виду сумма издержек, которые несет семья по сопровождению посещения ребенком школы, т.е. расходы на одежду, доставку ребенка в школу, питание в школе, обеспечение различного рода материальными атрибутами и т.п. Традиционно к финансовому капиталу относят имеющиеся в распоряжении индивида материальные активы и доходы. Более распространенным является измерение финансового капитала через уровень доходов. При этом возможен учет уровня доходов обоих родителей через одного из них, либо использование показателя среднедушевого дохода домохозяйства. К материальным активам относятся обеспеченность жильем и товарами длительного пользования. В обзоре новейшей литературы США по вопросам детского социального исключения (эксклюзии) отмечается, что доход семьи – это наиболее мощный фактор, влияющий на последующее развитие детей. Литература:
|