Каталог статей

Сейтова Г.Т. к.э.н.
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Роль финансового фактора воспроизводства человеческого капитала

В современных экономических исследованиях используется стандартная модель человеческого капитала, включающая следующие переменные:

  • нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал, которые рассчитываются на базе стандартного уравнения заработной платы Дж.Минцера, которое устанавливает зависимость в логарифмической форме заработков от уровня образования;
  • число лет обучения (или уровень образования);
  • потенциальный опыт на рынке труда;
  • профессиональный опыт на данном рабочем месте [11].

Анализ по такой модели предполагает, что более низкий уровень образования имеет более низкую норму отдачи (таблица 1).

Таблица 1 – Классификации форм человеческого капитала в современной экономической теории

Тип классификации

Критерий классификации

Классы

Содержание класса

По уровню отдачи от человеческого капитала

(предложено Дж.Минцером)

Различия в норме отдачи, большая и меньшая величина отдача

Низкий, средний, высокий уровень и промежуточные формы.

• Число лет обучения

• Опыт на рынке труда

• Опыт на данном рабочем месте

Скорость получения отдачи

(предложена М.Блаугом)

Время, в течение которого затраты окупаются

Краткосрочные инвестиции

Миграция

Поиск информации

Долгосрочные инвестиции

Образование, повышение квалификации, здравоохранение,

рождение детей

Тип профессиональной квалификации

(предложено Г.Беккером)

По месту реализации

Общая квалификация

Общепрофессиональная квалификация применимая на рынке труда

Специальная квалификация, специфический актив

Специальная квалификация, применимая только на данной фирме

Примечание: составлено автором

Кроме классификации по однородности, экономической теорией на сегодняшний день разработаны другие различные классификации человеческого капитала.

Имеет место классификация форм человеческого капитала по скорости получения отдачи: миграция и поиск информации относятся к факторам с коротким сроком отдачи, тогда как образование, повышение квалификации, здравоохранение и рождение детей - долгосрочные инвестиции.

Г.Беккером предложена классификация по типам профессиональной квалификации: общего характера и специфический человеческий капитал, применимый только в условиях фирмы.

Нами систематизированы все имеющиеся классификации и представлены в таблице 1.

В мировой экономической литературе выделяется несколько факторов воспроизводства человеческого капитала и субъектов, деятельность которых способна активизировать или, наоборот, ослабить силу воздействия этих факторов.

Согласно Г.Беккеру «домохозяйства с более высокими доходами могут предъявлять большие требования к продолжительности (и качеству) образования, по крайней мере, по двум причинам:

  • школьное образование детей может выступать как товар потребления, спрос на который повышается с ростом дохода;
  • родители с более высокими доходами несут меньшие издержки по самофинансированию, т.е. удельный вес расходов на образование в семейных бюджетах меньше» [1].

Подход Г.Беккера предусматривает наличие прямой связи между финансовым капиталом (уровнем доходов или богатства) домохозяйства и воспроизводством человеческого капитала (уровнем формального образования).

В научных исследованиях выделяют, по крайней мере, две формы влияния финансового капитала на образование детей.

Во-первых, существует так называемое прямое влияние, когда выбор программы обучения и продолжительности образования определяется объемом имеющихся финансовых ресурсов.

Во-вторых, такое влияние может быть опосредованным, то есть через возможности родителей создать благоприятные условия для развития детей, обеспечить доступность и качественное усвоение той программы образования, которая избрана с хорошими итоговыми результатами [2].

При рассмотрении категории доступности нами имеется в виду сумма издержек, которые несет семья по сопровождению посещения ребенком школы, т.е. расходы на одежду, доставку ребенка в школу, питание в школе, обеспечение различного рода материальными атрибутами и т.п.

Традиционно к финансовому капиталу относят имеющиеся в распоряжении индивида материальные активы и доходы. Более распространенным является измерение финансового капитала через уровень доходов. При этом возможен учет уровня доходов обоих родителей через одного из них, либо использование показателя среднедушевого дохода домохозяйства. К материальным активам относятся обеспеченность жильем и товарами длительного пользования.

В обзоре новейшей литературы США по вопросам детского социального исключения (эксклюзии) отмечается, что доход семьи – это наиболее мощный фактор, влияющий на последующее развитие детей.

Литература:

  1. Becker G.S. Human capital: a Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1964.
  2. Коулман Д. Семья, общество и будущее образования// Образование в американской семье. М., - 1992. – С.23-24.
  3. Т.Притворова. Понятия «доступность» и «обеспеченность» в контексте оказания социальных услуг населению// Вестник регионального развития – 2008. - № 4.