Каталог статей

Студентка группы БС-08-Б Лаврова А.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Прибыльность мобильных операторов Украины

Введение. Проблема выбора мобильного оператора связи в наше время актуальна. Практически каждый житель Украины пользуется мобильным телефоном и немаловажным является для него выгодный оператор.

Целью работы является исследование финансового состояния таких мобильных операторов, как Киевстар, МТС и Life.

Основная часть. Оператор мобильной связи Киевстар, лидер рынка мобильной связи Украины, как по доходам, так и по количеству абонентов, во втором квартале 2009 года сумел реализовать свои услуги на сумму в 2 миллиарда 908 миллионов гривен ($372 миллиона), что на 135 миллионов гривен больше, чем в первом квартале 2009 года и на 248 миллионов гривен меньше, чем за этот же период в прошлом году.

В то время как выручка оператора мобильной связи МТС – Украина во втором квартале 2009 года составила 1.976,7 миллиард гривен, что на 104 миллиона гривен больше чем в первом квартале 2009 года, и меньше на 176,5 миллионов гривен, чем за этот же период годом ранее.

А также во втором квартале 2009 года оператор мобильной связи life:) сумел выручить 670,02 миллионов гривен ($85.9 миллионов), что на 53,04 миллиона гривен больше чем в первом квартале 2009 года и больше на 147 миллионов гривен, чем во втором квартале 2008 года (522,97 миллиона гривен). Выручка life:) в гривневом эквиваленте выросла по сравнению с прошлым годом за этот же период на 147 миллионов гривен (вероятно благодаря кардинальным изменениям в тарифных планах), однако в долларовом эквиваленте выручка во втором квартале 2009 года по сравнению с этим же кварталом в прошлом году снизилась на $24,2 миллиона [1].

По этим данным можно утверждать, что все вышеперечисленные мобильные операторы увеличили свою выручку (в гривневом эквиваленте) по сравнению с первым кварталом 2009 года и уменьшили по сравнению с этим же периодом прошлого года, кроме оператора Life.

Также важным показателем эффективности деятельности предприятия является чистая прибыль, которая у Киевстар во втором квартале 2009 года составила 973 миллиона гривен ($124 миллиона), что на 38 миллионов гривен меньше (1 миллиард 11 миллионов гривен) чем в первом квартале 2009 года.

Чистая прибыль МТС во втором квартале 2009 года составила 142,4 миллиона гривен ($18,2 миллионов), для сравнения в первом квартале 2009 года чистая прибыль МТС – Украина была на 45,8 миллионов гривен меньше, когда во втором квартале 2008 года чистая прибыль была больше на 231,7 миллион гривен больше и составляла 374,1 миллиона гривен ($78,7 миллионов) [1].

Также имеется данные по показателю прибыли до налогообложения Life, который во втором квартале 2009 года составил 17,94 миллионов гривен ($2.3 миллиона), что на 10,14 миллионов гривен меньше чем в первом квартале 2009 года и на 840 тысячи гривен меньше чем во втором квартале 2008 года.

По этим данным наблюдается динамика уменьшения исследуемого показателя для Киевстар и Life и динамика увеличения для МТС.

О масштабах деятельности предприятия может говорить не только анализ выручки и чистой прибыли, но и размер абонентской базы. Поэтому имеется необходимость для ее рассмотрения.

Абонентская база Киевстар на конец второго квартала 2009 года состояла из 22,223,553 абонентов, из них 20,731,402 абонентов относиться к абонентам предоплаченной связи. По сравнению с первым кварталом 2009 года, во втором квартале 2009 года абонентская база Киевстар уменьшилась на 503,812 абонентов. По сравнению со вторым кварталом 2008 года, абонентская база Киевстар сократилась на 1,083,413 абонентов [2].

На конец второго квартала 2009 года абонентская база МТС состояла из 17,78 миллионов абонентов, уменьшение составило 160 тысяч абонентов по сравнению с первым кварталом 2009 года, а по сравнению со вторым кварталом 2008 года абонентская база уменьшилась на 1,35 миллион абонентов.

Абонентская база life:) по итогам второго квартала 2009 года насчитывает 11,7 миллионов абонентов, при этом из них 8 миллионов абонентов активные (принесших за последние 3 месяца оператору доход). Таким образом, по сравнению с первым кварталом 2009 года абонентская база life:) выросла на 200 тысяч абонентов, количество активных абонентов, как для первого, так и второго квартала осталось неизменным – 8 миллионов абонентов. По сравнению со вторым кварталом 2008 года абонентская база life:) выросла на 1,7 миллион абонентов, количество активных абонентов увеличилось на 2.1 миллиона абонентов.

По данным абонентской базы для Киевстар и МТС она уменьшилась, а для Life увеличилась во втором квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом [1].

Выводы. По данным анализа выручки, чистой прибыли и абонентской базы первое место занимает Киевстар, однако в основном наблюдается динамика уменьшения по всем показателям всех мобильных операторов по сравнению с прошлым 2008 годом.

Литература

  1. TonBorgs.ua
  2. Realt.ua.