Каталог статей |
Баженова С.А.
Некоторые проблемы развития рекреационно-туристской сферы на Черноморском побережье Краснодарского краяЗначительная часть рекреационно-туристских объектов на Черноморском побережье Краснодарского края размещены на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1]. В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации [2]:
К землям природоохранного назначения относятся земли:
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Региональная система ООПТ Краснодарского края включает следующие территории: 11 заказников, 405 памятников природы, 3 территории курортов краевого значения – Ейск, Горячий Ключ, курорты Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 6 декабря 2006 года № 1098 курортам Туапсинского района, г. Горячий Ключ, г. Ейск и придан статус курортов краевого значения. В соответствии с указанным постановлением департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края было поручено до 31 декабря 2009 года провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов регионального значения. Отсутствие утвержденных и описанных границ курортов регионального значения не позволяет эффективно регулировать хозяйственную деятельность на территории курортов. В последние годы застройка прибрежных зон приобретает массовый характер. Нерациональное использование земель рекреационного назначения ведет к деградации экосистем курортных районов. Рассматривая Краснодарский край как курортный регион, необходимо приложить все усилия для сохранения его рекреационного потенциала. Первоочередной задачей в этом направлении является разработка и корректировка проектов округов санитарной охраны курортов. Инвентаризация 2008 года позволила выявить основные угрозы и проблемы функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения. Из них наиболее существенные следующие: высокая рекреационная нагрузка, свалки твердых бытовых отходов, частичная застройка территории, незаконные рубки, неорганизованный туризм, прохождение в пределах особо охраняемых природных территорий дорог, коммуникаций и др. Проблема бытового загрязнения особо охраняемых природных территорий с каждым годом становится все более видимой и насущной и, прежде всего, для территорий, традиционно используемых в рекреационных целях. Без обустройства рекреационных зон и выделения средств на их содержание не может быть обеспечено санитарное благополучие территорий, а также сохранность экосистем. В результате бытового загрязнения и чрезмерной рекреационной нагрузки утрачивают ценность такие памятники природы как озеро Бездонное (г. Геленджик), грязевой вулкан Ахтанизовский (Темрюкский район»), роща болотного кипариса (г. Геленджик) и ряд других. Проблема высокой рекреационной нагрузки обусловлена особой привлекательностью края. Чрезмерно рекреационную нагрузку испытывают объекты, которые являются излюбленными местами отдыха и объекты, расположенные в непосредственной близости от моря: коса Долгая (Ейский район), грязевой вулкан Шуго (Крымский район), озеро Круглое (Лабинский район), озеро Соленое (Темрюкский район), Джанхотский бор сосны пицундской (г.-к. Геленджик) и многие другие. Для сохранения памятников природы необходимо принятие безотлагательных мер по регулированию рекреационной нагрузки, с использованием научно-обоснованного экологического планирования рекреационного использования каждой особо охраняемой природной территории. Проблема частичной застройки территорий памятников природы обусловлена отсутствием сведений о границах и режиме особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре недвижимости, что приводит к проблемам при предоставлении земельных участков для целей, противоречащих режиму особой охраны данных территорий. Для большинства ООПТ Азово-Черноморского побережья Краснодарского края не определены допустимые рекреационные нагрузки и отсутствует система мониторинга экологических последствий туризма. Это создает опасность резкого снижения их рекреационного потенциала. Данные территории располагаются как на землях ООПТ, так и на землях иных категорий, потому что в большинстве своем они созданы без изъятия земель у землевладельцев и землепользователей. Кроме того, часть ООПТ не внесена в Земельный кадастр Краснодарского края, что вызывает большое количество территориальных вопросов. Особенно это актуально для ООПТ расположенных в непосредственной близости от береговой линии и на территории популярных курортов. Именно пространство особо охраняемых природных территорий, прежде всего на побережьях Азовского и Черного морей обладают наибольшим рекреационно-туристским потенциалом и перспективами развития соответствующей сферы услуг. При этом важную роль в развитии указанных территорий играла и будет играть инфраструктурная составляющая туристско-рекреационного сервиса. Таким образом, приоритетными задачами в области управления и сохранения ООПТ являются:
На черноморских прибрежных территориях Краснодарского края имеется 22 курорта (3 федеральных, 3 краевых и 16 местного значения). Округа санитарной охраны курортов утверждены только для 5 из них. Отсутствие утвержденных проектов округов санитарной охраны не позволяет эффективно регулировать хозяйственную деятельность на территории курортов. Вместе с тем, на тех курортах, где границы округов санитарной охраны утверждены, эти границы зачастую игнорируются. Особенно напряженная ситуация, связанная с несанкционированной застройкой 1 и 2 зон санитарной охраны курортов, наблюдается в Сочи, Геленджике и Анапе. Для развития рекреационной деятельности на базе ООПТ необходима соответствующая инфраструктура: средства размещения, транспорт, организованные туристские маршруты, оборудованные экологические тропы, терренкуры, обзорных площадок и т.д. К сожалению, ее пока нет. Для большинства перспективных с точки зрения рекреации ООПТ не разработаны комплексы маршрутов и рекреационных программ, а там где они есть, имеются сложности связанные с ценообразованием и обеспечением адекватного качества этих турпродуктов. К сожалению, приходится констатировать, что неконтролируемая рекреация на ООПТ Азово-Черноморского побережья Кубани приводит к нарушениям окружающей природной и культурной среды, ухудшению условий жизни местного населения, вызванных возрастанием транспортной нагрузки, чрезмерной эксплуатацией природных ресурсов и нежелательным поведением туристов [3]. На побережье Краснодарского края в настоящее время происходит снижение качества окружающей среды. Этот факт обусловлен, с одной стороны усилением антропогенного пресса на нее, а с дугой стороны низкими затратами на охрану окружающей среды. Всего в 2008 г. текущие затраты на охрану окружающей среды в прибрежной зоне Краснодарского края составили 3026,2 млн. руб.. Из этой суммы большая часть (около 81%) была израсходована на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 16 % на охрану атмосферного воздуха и 3 % на охрану земельных ресурсов от отходов потребления. На рекультивацию земель в Темрюкском районе и Новороссийске было затрачено всего 0,2 млн. руб. (0,6 %). На развитие рекреационно-туристского комплекса края в настоящее время влияют, и в ближайшей перспективе будут влиять следующие факторы:
В результате комплексного воздействия этих и других факторов на экономическую деятельность организаций рекреационно-туристского комплекса края уже по итогам сезона 2008-2009 наблюдается снижение их рентабельности, многие здравницы и средства размещения не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения механизмов инновационного развития. Прямые и косвенные доходы от рекреационно-туристских услуг могут резко сократиться, что негативно скажется на финансовом положении как самого рекреационно-туристского комплекса края, так и на экономике курортных городов и районов. Ситуация требует серьезного вмешательства органов государственной власти в процесс планирования стратегического развития данной отрасли. ЛИТЕРАТУРА:
|