Каталог статей |
Деберина О.В.
Формирование механизма стабилизации функционирования предприятия на основе санацииЦеленаправленное государственное влияние на процессы санации для повышения эффективности функционирования промышленных предприятий связано с необходимостью создания организационно-экономического механизма санации,который способен вывести их из кризисного состояния. Основные цели такого подхода должны состоять в использовании потенциальных возможностей санации для достижения экономического роста в Украине. Проведение управляющих влияний должно быть основано на экономических, правовых, а также организационных методах и соответствующих им функциях управления. Решение о проведении финансовой санации предприятия может приниматься по инициативе:
Основными способами преодоления неплатежеспособности предприятий и предупреждение банкротств есть: сокращение внутрипроизводственных расходов, государственное регулирование управления предприятиями, финансовая поддержка (санация) предприятий. Важное место в процессе санации принадлежит оценке финансового состояния и финансового постоянства предприятия, которое разрешает определить степень близости предприятия к банкротству. Для реализации процесса оздоровления предприятий в западных странах используется "Классическая модель санации", осуществляемая в два этапа [1]:
Из совокупности методов управления, которые применяются для влияния на механизм санации и его участников, возникает три "блока" государственного регулирования: правовой блок государственного регулирования механизма санации, экономический блок и организационный. Функциями государственного управления санационным процессом являются планирования, организация и регулирования, а также учет, контроль и анализ, которые определяют обратную связь в управляемой социально-экономической системе. Финансовые источники санации можно поделить на внутренние и внешние. Так, метод "чистой санации" заключается в том, что ущерб предприятия, отраженные в балансе, покрываются исключительно за счет резервных (страховых) фондов, создаваемых на предприятии. Кабинетом министров Украины разработаны критерии отбора предприятий для предоставления им комплексной целевой государственной поддержки (внедрение новых технологий; экспорт конкурентоспособной продукции; замена импорта продукции и др.). Государственная санационная поддержка предприятий может осуществляться в форме прямого бюджетного финансирования на принципах возвратности с помощью бюджетных ссуд и бесповоротности на основе субсидий и дотаций, а также в виде косвенных форм государственного содействия. Государственным финансовым содействием предприятиям есть также санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством акций предприятий [2]. К другим направлениям формирования санационного механизма относятся финансовая санация по решению арбитражного суда и проведение санации на основе реструктуризации предприятия (создание акционерных обществ, слияние, поглощение, разукрупнение). Внешняя финансовая санация может осуществляться на основе привлечения средств владельцев, акционеров, основных кредиторов, а также персонала предприятия. Использование предложенного экономического механизма санации предприятий ставит своей целью проведения мероприятий, которые обеспечивают выход из финансового кризиса, стойкое функционирование и ликвидность предприятий. Санация считается успешной, если с помощью внешних и внутренних финансовых источников, проведение организационных и производственно-технических усовершенствований предприятие выходит из кризиса (нормализует производственную деятельность и избегает банкротства) и обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Литература:
|