Каталог статей

Колесник Е. А.,
Кузьменко С. С., аспирант
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Сравнительный анализ рынков кондитерских изделий Украины и России

В условиях глобализации, мировых интеграционных процессов страны, пережившие экономический кризис, начинают восстанавливаться. Происходит укрепление союза между такими странами, как Украина и Россия. Происходит развитие поставок продукции, в том числе кондитерских товаров. В таких условиях анализ кондитерских рынков Украины и России является актуальным.

Этот вопрос изучали многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, такие как: Аксенова Л.М., Березин В.А., Гидулянов В., Гончаров В.Д., Никишкин В.В., Попов Е.В., Скороход В., Тульская Н.С., Фатхутдинов Р.А., Шаршапин В.А. Они сделали существенный вклад в исследование кондитерской отрасли. В работах данных ученых детально рассмотрены рынки кондитерских изделий в целом, и отдельно по разным странам. Однако, не смотря на труды десятков ученых, эта тема все еще остается, недостаточно изучена. Неизученными являются такие вопросы: особенности выбора каналов распределения и сбыта продукции; изучение товарной структуры рынка России; исследование основных производителей в кондитерской промышленности России и Украины.

Цель данной работы заключается в проведении сравнительного анализа рынков кондитерских изделий Украины и России, и подробное их изучение. Задачи работы такие: сформулировать определение кондитерских товаров; исследовать кондитерский рынок России; анализировать товарную структуру кондитерского рынка России; исследовать кондитерскую отрасль Украины; проанализировать товарную структуру кондитерской промышленности Украины; сформулировать анализ потребительских предпочтений в России; сделать выводы и провести сравнительный анализ кондитерских рынков.

Кондитерские товары — это изделия, большая часть которых состоит из сахара или другого сладкого вещества, также патоки, различных фруктов, молока, какао-бобов, муки и других компонентов. В основном это сладкие продукты, отличающиеся приятным вкусом и ароматом, красивым внешним видом, высокой пищевой ценностью [1].

В 2006 году в кондитерской отрасли России насчитывается около 1500 специализированных и прочих пищевых предприятий, выпускающих кондитерские изделия общей среднегодовой мощностью 2900 тыс. тонн. Увеличивается число специализированных предприятий - 178, из которых свыше половины – небольшие мощностью до 5 тыс. тонн в год, но в тоже время растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. тонн. В России созданы объединение «Сладко» (3 предприятия), «Объединенные кондитеры» («Рот-Фронт и группа предприятий ОАО «Красный Октябрь» АО «Бабаевское»), фирма «Нестле» (3 фабрики) [2].

Кондитерская промышленность России занимает 4-ое место по объему выпуска продукции среди подотраслей пищевой отрасли, в ней занято около 10% работников всей пищевой отрасли. Мы можем наблюдать рост производительности кондитерских изделий с 2001 по 2007 года. Так в 2001 году производительность составила 2,5 млрд. дол., а к 2007 году она уже составила 6,6 млрд. дол. [3].

Рис. 1 – Товарная структура кондитерских изделий в России, 2001 – 2007 годах, млрд. дол. [4] .

Пищевая промышленность России все более становится приближенной в отношении способов маркетинга к другим отраслям промышленности. Ориентация на массовый рынок сменяется ориентацией на конкретные группы потребителей по полу, возрасту, уровню доходов. При этом конкурентоспособность кондитерских фирм все более определяется не только возможностью обновлять ассортимент выпускаемой продукции, но и умением создать новую рыночную нишу.

Выбор каналов распределения продукции является очень сложным управленческим решением, так как выбранные каналы влияют на все другие аспекты маркетинга. В условиях рынка результаты хозяйственной деятельности предприятия во многом зависят от правильного выбора каналов распределения товаров, форм и методов сбыта, от широты ассортимента, качества и многообразия услуг, связанных с реализацией продукции. В России существует большое количество оптовых фирм, специализирующихся на продаже кондитерских изделий. Среди них есть достаточно крупные, на складах, которых, можно видеть продукцию многих отечественных и зарубежных производителей, есть специализирующиеся только на отечественных или наоборот импортных сладостях, а есть фирмы, представляющие только одного производителя. В последнем случае – компания производитель не только имеет надежного партнера, заинтересованного в продвижении продукции и росте оборота, но и стабильный источник достоверной информации.

В 2006-2009 годах на рынке кондитерских изделий резко обострилась конкуренция, что обусловлено, прежде всего расширением экспансии иностранных компаний многие из которых сделали значительные инвестиции на территории России и некоторые работают сейчас под российскими торговыми марками [5].

Приток западного капитала обусловлен значительной емкостью рынка и началом стабилизации экономики России. В 2008 году потребление кондитерских изделий составляет в среднем 14 кг/год, что в 2-3 раза ниже, чем в цивилизованных странах, так в странах Западной Европы среднестатистическое годовое потребление кондитерских изделий составляет 20-25 кг/год. Основную конкуренцию шоколадным конфетам и печенью составляет сахар и карамель, в том числе дешевая, поступающая из Украины и Белоруссии [3].

Наибольшую долю рынка занимают мучные кондитерские изделия, около 30% принадлежит сахаристым кондитерским изделиям и карамели, и лишь только 16% приходится на шоколад и шоколадные изделия (рис. 2). Поставщиками кондитерских изделий из сахара являются в основном страны ближнего зарубежья, шоколадные изделия, напротив, поставляют большей частью страны дальнего зарубежья, мучные кондитерские изделия поступают из стран дальнего и ближнего зарубежья примерно в равных пропорциях.

В 2007–2008 годах отмечен рост потребления кондитерских изделий, причем внутри рынка происходит перераспределение спроса в пользу более дорогой продукции. Это связано с постепенным ростом доходов населения, которое может себе позволить более дорогие конфеты или печенье [3].

Рис. 2 – Товарная структура кондитерского рынка России

В 2007 году в России наблюдается производство различных товаров в кондитерской отрасли (рис. 3). Так, например производство конфет составило 24,7%, что является наибольшей производительностью. Товаром же с наименьшей производительностью является драже, которое составило 0,6%. Наибольший процент производительности составили прочие товары кондитерской отрасли, которые не вошли в список исследуемых.

Рис. 3 – Товарная структура производства в натуральном выражении, Россия 2007 год [4]

В 2007 году в России основным производителем являются объединенные кондитеры, которые составили 11,7% от всех производителей. Наименьшую долю на кондитерском рынке занимает компания «Сладко», которая занимает 2,6% (рис. 4). Другие кондитерские компании, которые не вошли в списки исследуемых, составляют 58% от всех производителей.

Рис. 4– Основные производители кондитерских изделий в России, 2007 год [4]

Рынок кондитерских изделий Украины прошел этап количественного роста и вступил в фазу качественного усовершенствования продукции. В дальнейшем наиболее активно будут развиваться такие ценовые сегменты как средний и премиум. Исключением могут быть мучные кондитерские изделия, хотя и этой группе свойственна подобная тенденция. Кондитерская промышленность Украины – одна из важнейших отраслей пищевой промышленности [7]. Кондитерский рынок - один из самых привлекательных и динамично развивающихся на Украине наряду с мясомолочным, хлебопекарным и другими сегментами пищевой промышленности. В 2001 году производство кондитерских изделий в стране достигло отметки в 0,55 млрд. дол. На протяжении 7 лет, производство возрастало, и к 2008 году составило2, 21 млрд. дол.(рис. 5) [6].

Рис. 5– Товарная структура кондитерских изделий в Украине, 2001 - 2008 годах, млрд. дол. [4]

Процесс приватизации кондитерской отрасли Украины создал благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций. Сегодня на рынке присутствуют несколько крупных мировых концернов – это - Nestle; Kraft Foods; Western NIS Enterprise Fund; Sigma Bleizer; Trilini International. Остальные фабрики в большинстве своем принадлежат коллективу предприятия и украинским инвесторам.

Производственная мощность отрасли составляет 1,5 млн тонн. Украинские кондитерские предприятия потребляют около 600 тыс. тонн сахара в год. Национальная кондитерская промышленность представлена предприятиями, входящими в систему Государственного департамента продовольствия Украины: ЗАО «Укркондитер», «Укрпродсоюз», «Укрхлеб» и неассоциированными предприятиями частного сектора [6].

Рынок кондитерской продукции условно включает три основных сегмента: сахаристые изделия, мучнистые изделия и шоколадные. Наиболее значительный сегмент – сахаристые кондитерские изделия. Сегмент мучнистых изделий занимает до 38,6% всего объема продукции, а сегмент шоколадных изделий – 5,7%. Практически все товарные группы кондитерской промышленности развиваются благодаря освоению производителями новых рецептур и улучшению технологического оборудования.

Начиная с августа–сентября 2007 года, в кондитерской промышленности наблюдаются сезонные тенденции наращивания производства и расширения ассортимента в каждой из товарных групп.

Крупнейшими производителями кондитерских изделий в Украине являются компании: Roshen, ЗАО «АВК», ЛКФ «Свиточ», ЗАО «Крафт Фудз Украина», ЗАО «ПО «Киев-Конти» (рис. 6). Наибольший процент на рынке кондитерских изделий занимает Roshen, он составляет 22% от всех изготовителей. Последние места по производству кондитерских изделий делят такие производители как, «Крафт Фудз» и «Свиточ», они занимают по 2,1 % от всех производителей [6]

Рис. 6 – Основные производители кондитерских изделий в Украине, 2008 г. [4]

В 2008 году в Украине мы можем наблюдать производство различных товаров в кондитерской отрасли (рис. 7). Так например, производство конфет составило 31,4% , что является наибольшей производительностью. Товаром же с наименьшей производительностью является драже, которое составило 0,9%.

Рис. 7 – Товарная структура производства в натуральном выражении, Украина, 2008 год [4]

В России производился опрос относительно возрастной структуры потребления кондитерских изделий, который осуществляется на основе собственных наблюдений, а также проведенного опроса среди людей. В состав выборки попали в основном женщины (рис. 8).

Как видно из диаграммы в выборку попали более менее равномерно все возрастные группы за исключением детей, хотя часто именно они и являются реальными потребителями сладостей, но редко сами покупают развесные конфеты. Периодичность покупок конфет различна среди потребителей. Делая же анализ по данным, полученным в результате опроса, мы выяснили, что 43% покупают конфеты на праздники. С другой стороны 36% покупают конфеты с периодичностью в один месяц, 12% опрошенных заявили, что покупают конфеты каждую неделю [5].

Рис. 8 – Возрастная структура опроса относительно потребления кондитерских изделий, Россия

Таким образом, можно выявить следующие проблемы в развитии кондитерской отрасли Украины и России: 1. недостаточно развит украинский выпуск продукции (2007 году выпуск составил 1, 94 млрд. дол, а в России в тоже время на 4, 66 млрд. дол. больше); 2. как в России, так и в Украине наименьший процент выпускаемой продукции занимает драже, что свидетельствует о неравномерном выпуске кондитерских изделий; 3. развитая олигополия, которая не способствует новым компаниям пробиться в лидеры отрасли; 4. состав кондитерских изделий содержит такие пищевые добавки, как: стабилизаторы, красители, усилители вкуса, консерванты, которые вредны для организма человека; 5. недостаточно развитая географическая структура экспорта и импорта кондитерских изделий России и Украины;

Основными путями решения проблем определенных в исследовании являются следующие: 1. снижение себестоимости выпускаемой продукции, увеличение экспорта; 2. оптимизация товарной структуры выпуска кондитерских изделий Украины, увеличение доли драже за счет уменьшения шоколада; 3. здоровая конкуренция; 4. введение закона, который предусматривает прохождение экспертизы на выявление вредных добавок; 5. расширять географию сбыта за счет производства новых видов продукции.

Таким образом, анализ рынков кондитерских изделий России и Украины показал, что кондитерская промышленность хорошо развита, но не до конца изучена. Дальнейшими путями исследования будут следующие: география экспорта; изучение конкуренции.

Используемая литература:

  1. Надежнова Л. А. Некоторые сведения о кондитерских изделиях [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (46 Кб). – Режим доступа: ">[сылка более недоступна}
  2. Рынок кондитерских изделий [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (102,1 байт). – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг" [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (120 байт). – Режим доступа: ">[сылка более недоступна}
  4. Презентация Конти групп. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (920 байт). – Режим доступа: ">[сылка более недоступна} File/Presentation%20of%20KONTI%20Group%20rus.pdf
  5. Российский рынок кондитерских изделий [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (42 кб). – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  6. Исследования Агентства промышленных новостей [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (820 байт). – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  7. Ярунов Д. В. Значение мучных кондитерских изделий. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (22898 байт). – Режим доступа: [сылка более недоступна}