Каталог статей

Рукавицына А.А., Стельмах А.А., к.е.н., доцент
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Влияние организационной культуры на деятельность предприятия

Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Под организационной культурой понимают совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации [1, c. 6]. Источник организационной культуры – в самой природе организации, где определенное число работников объединены стремлением к общей цели. Их межличностные отношения, а также контакты с внешней средой (клиентами, заказчиками, потребителями, контролирующими органами и т.д.) и являются неформальной основой жизнедеятельности предприятия. Более того – организационная культура способствует оптимальному проведению идеологических, структурных, кадровых и других изменений на предприятии, вызванных обстоятельствами, как внешними, так и внутренними.

Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение формировать желательную организационную культуру является важнейшим условием успешного функционирования предприятия, так как организационная культура влияет на различные аспекты его деятельности. Влияние организационной культуры на деятельность предприятия в целом проявляется в достижении главной цели организационной культуры – в обеспечении самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала, повышении трудового потенциала организации, который является составляющей общего экономического потенциала фирмы. Повышение трудового потенциала приводит к росту компетенции персонала, что в конечном итоге означает рост прибыли, доходности предприятия. Влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия проявляется в формировании положительной репутации и привлекательного имиджа фирмы и производимого продукта среди потребителей, деловых партнеров, общественности. Организационная культура, ориентированная на инновации, повышая трудовой потенциал работников, формирует интеллектуальную собственность предприятия, чем повышает конкурентоспособность фирмы за счет наличия уникальных разработок, технологий, продукции. Влияние организационной культуры на экономическую эффективность деятельности предприятия отражается в росте рыночной стоимости фирмы - гудвилла.

При формировании организационной культуры на предприятии необходимо учитывать не только национальные факторы (обычаи, воспитание, религиозность людей) и государственные, но также те особенности общественного сознания и психологии людей, которые во многом определяются историей страны (или конкретной организации), современным этапом ее развития [1, c. 113]. Именно поэтому универсальные модели построения и управления организационной культурой могут оказаться неэффективными.

На данном этапе становления рыночной экономики в Украине пристальное внимание уделяется судьбе стратегических предприятий, поэтому интересен опыт ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича». Опыт комбината имени Ильича в реализации такой корпоративной ценности, как организационная культура предприятия направлена, прежде всего, на социальные приоритеты. Это и содержание детских садов, оздоровление трудящихся и членов их семей в заводских здравницах, и новые рабочие места для молодежи [2]. Кроме того, предоставляются беспроцентные долгосрочные кредиты на квартиры, возможность приобретения автомобилей в рассрочку при поддержке предприятия, дешевые и качественные продукты из собственного агропромышленного комбината. Таков неполный перечень социальных льгот, на которые предприятие выделило свыше 1,2 миллиарда гривен собственных средств. Это позволило коллективу предприятия быть уверенными в завтрашнем дне, дорожить своим предприятием и направлять свой потенциал на его развитие.

Опыт ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича» не является исключением. Анализируя многообразие элементов и типов организационных культур, их воздействие на эффективность деятельности организации, можно сделать вывод, что во все времена базисом, на котором формировались культурные ценности организации, являлась система материального вознаграждения. Без достойного и справедливого материального стимулирования к эффективному труду вся структура корпоративных ценностей разрушится. Только умелая закладка фундамента из адекватной задачам фирмы системы заработной платы и других поощрений сотрудников с последующим возведением на этой основе культурной надстройки, предусматривающей своего рода «духовную» мотивацию к труду, позволит предприятию сформировать желательную организационную культуру.

Таким образом, в условиях рыночной экономики формирование организационной культуры и ее использование в управлении предприятием способствует успеху. Неоптимальная организационная культура, как результат пренебрежения корпоративными ценностями или неумения их реализовывать, может стать основным фактором снижения эффективности деятельности предприятия.

Литература:

  1. Шаталова Н.И. Организационная культура [Текст] / Н.И. Шаталова: М.: Экзамен, 2007. – 656 с. – ISBN: 5-472-01728-9
  2. ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича». Режим доступа < [сылка более недоступна}