Каталог статей

Аубакирова Г.М.
Карагандинский государственный технический университет

Оценка эффективности проектно-ориентированной деятельности предприятия

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью совершенствования методов оценки эффективности реализации проектов и программ, а также методов оценки эффективности работы предприятий, реализующих свою деятельность в проектной форме. Такая необходимость возникла вследствие того, что распространенное мнение о существенных преимуществах, которые дает использование методов проектного управления - повышение управляемости, сокращение сроков работ, экономия средств и т.д. - часто вступает в противоречие с печальной статистикой неуспешных проектов. Одной из причин такого положения является ограниченность и несовершенство применяемых систем оценок эффективности проектно-ориентированной деятельности, не позволяющих учитывать в полной мере все факторы, которые могут означать успех или неудачу проекта, реальный вклад проекта в реализацию программ и развитие предприятия в целом.

Развитие методов оценки эффективности проектно ориентированной деятельности позволит повысить качество управленческих решений на всех уровнях управления предприятием - от отдельных проектов до корпоративного управления и выделения инвестиций. Еще более важны объективные и достоверные оценки при реализации государственных целевых программ и приоритетных национальных проектов.

Можно с уверенностью сказать, что разработка подобных методов, учитывающих современные концепции управления и, прежде всего, стратегического менеджмента, актуальна и требует научно обоснованного подхода.

Методология данного исследования основана на применении системной модели управления проектами, корректное применение которой позволяет определить полное множество элементов проектно ориентированной деятельности предприятия, для которых возможно построение оценок эффективности и непротиворечивой системы их классификации.

Каждый из множества элементов и процессов системной модели рассматривается при этом как объект оценки - реализация отдельных функций управления, действия руководителей и участников проектов, успешность проектов, эффективность деятельности проектно ориентированных предприятий. Вместе с тем известные и применяемые в настоящее время методы оценок покрывают лишь часть многомерного пространства управления проектами, представленного в системной модели управления проектами. Поэтому вначале необходимо выявить «белые пятна» и сформулировать задачи на разработку недостающих методик оценок.

Второй задачей является анализ известных методов оценок с точки зрения их адекватности современным представлениям об управлении проектами, в частности, идеям методологии корпоративного управления проектами. Результаты этого анализа показывают необходимость совершенствования имеющихся или разработки новых методик оценки в областях, которые на первый взгляд могут показаться вполне благополучными.

И, наконец, третьей задачей исследования является собственно разработка либо совершенствование методик оценки и проверка их применимости на практике.

Для решения задач разработана классификация объектов оценок эффективности проектно ориентированной деятельности, опирающаяся на системную модель управления проектами: каждая строка классификационной матрицы содержит объекты оценки и соответствующие методы оценки, относящиеся к одному из трех базовых элементов системной модели - объекты, процессы и субъекты управления; каждый столбец классификации содержит объекты оценки и соответствующие методы оценки, относящиеся к одной из двух категорий - уровень потенциальных возможностей предприятий по исполнению проектов и уровень фактической реализации проектов предприятия (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация объектов оценок эффективности проектно-ориентированной деятельности предприятия

Элемент

системной

модели

Категория оценки

Уровень возможности предприятия по исполнению проектов

Уровень исполнения проектов предприятия

Объекты

Управления

Проектно - ориентированное предприятие

Продукты, программы, портфели проектов

Процессы управления

Бизнес- процессы проектно - ориентированного предприятия

Процессы управления проектом

Субъекты управления

Персонал предприятия

Партнеры предприятия

Команда проекта

Подрядчики

Оценки разных элементов проектно-ориентированной деятельности, как правило, не являются независимыми. Например, низкая оценка квалификации персонала предприятия означает, что с большой вероятностью невысокую оценку будут получать и команды проектов, и как следствие - низкое качество процессов, реализуемых этими специалистами, а также - общих результатов и проекта, и предприятия в целом.

Не вызывает сомнений целесообразность применения других методологий (сбалансированная система показателей и бюджетирование, ориентированное на результат), позволяющих расширить арсенал оценок эффективности проектно ориентированной деятельности. Ценность этих методологии для управления проектами состоит в том, что они предлагают правила построения системы показателей, дающих возможность оценивать эффективность проектов не только по традиционным внутренним критериям (достижение результатов, время, стоимость), но и по критериям более высокого уровня, ориентированным на оценку достижения целей развития предприятия.

Исследование и анализ современных направлений развития моделей и методов оценок эффективности проектно-ориентированной деятельности позволяют выявить наиболее распространенные из них:

  • оценка проектов по методу освоенного объема (EVA);
  • оценка проектов по методологии управления услугами в области информационных технологий (ITSM);
  • оценка экономической и социальной эффективности программ по методологии БОР;
  • оценка удовлетворенности результатами реализации программы различными заинтересованными сторонами;
  • оценка приоритета проекта в портфеле проектов;
  • оценка сбалансированности портфеля проектов;
  • оценка бизнес-процессов проектно-ориентированного предприятия (корпоративного стандарта) по модели зрелости управления проектами;
  • оценка процессов управления проектами (фактическое исполнение) с использованием аудита, мониторинга и экспертиза проекта;
  • оценка персонала предприятия через сертификацию по одному из международных стандартов компетентности;
  • оценка команды проекта (руководителя проекта и членов проектной команды) по результатам проекта с использованием множественных критериев компетентности;
  • оценка партнеров предприятия (потенциальных участников проектов) по множественным критериям в процессе размещения заказа;
  • оценка подрядчиков (фактических участников проектов) по результатам проекта.

По результатам анализа автором был сделан вывод о том, что наиболее важной и вместе с тем наименее исследованной областью представляются оценки объектов проектного управления. Учитывая выявленные ограничения применяемых в настоящее время методов оценок, в рамках статьи задачи данного исследования локализуются именно в этой области и охватывают все объекты управления - проекты и программы проектно-ориентированных предприятий.

В области развития методов оценки эффективности реализации отдельных проектов наиболее интересными представляются два направления:

  1. Создание универсальной модели изменений в проекте, включающей систему метрик для оценки отклонений по всем основным «измерениям» проекта - ресурсам, срокам исполнения, качественным характеристикам продукта (модель комплексных оценок по отклонениям).
  2. Создание на основании методологии Balanced Scorecard (BSC) модели оценки успешности проекта, учитывающей мнение всех заинтересованных сторон (модель комплексных оценок по стратегическим критериям).

В области развития методов оценки корпоративного управления проектами автор также видит два направления:

  1. Применение комплексных оценок эффективности отдельных проектов по отклонениям и по стратегическим критериям для оценки эффективности реализации проектов и программ.
  2. Разработка типовой модели оценки эффективности деятельности проектно ориентированного предприятия (подразделения) на основе набора специфических ключевых показателей эффективности.

Отдельную и чрезвычайно важную для современного этапа развития экономики Республики Казахстан задачу представляет развитие методов оценки эффективности реализации государственных и отраслевых целевых программ. Здесь, по мнению автора, следует сосредоточить усилия на создании на основании методологий БОР и BSC рациональной модели целевой программы, преимуществами которой являются:

  1. наглядное представление о взаимном соответствии целей, результатов и показателей, точное определение того, на какие мероприятия и с какими целями расходуются бюджетные средства;
  2. определение зависимости между показателями выполнения отдельных проектов и конечными показателями программы;
  3. верификация и уточнение выявленных зависимостей по ходу исполнения программы на основе накапливаемых статистических данных.

Наибольший практический интерес вызывает разработка подходов к комплексной оценке эффективности отдельных проектов.

В области построения комплексных оценок проекта по отклонениям промышленных предприятий рекомендуется универсальная модель описания стратегий изменений и учета фактических изменений в проекте. Модель имеет три измерения, соответствующие основным «измерениям» проекта, - ресурсы, сроки исполнения, характеристики продукта, являющегося результатом выполнения проекта. Отклонения по каждому из этих измерений оцениваются с точки зрения тяжести их последствий - плановые потери, допустимые потери, нежелательные потери, недопустимые потери.

В области построения комплексных оценок проекта по стратегическим параметрам рекомендуется модель оценки успешности проекта, позволяющая учитывать мнения всех заинтересованных сторон. Оценка носит комплексный характер и строится с использованием методологии BSC на основании учета влияния проекта на улучшение ключевых показателей эффективности предприятия Пример ключевых показателей, позволяющих оценить эффективность ИТ проекта приведен в таблице 2.

В области оценок эффективности деятельности проектно ориентированных предприятий (подразделений) наиболее актуальными являются следующие исследования:

1) Поиск типовой компоненты стратегической карты предприятия, охватывающей области, в которых наиболее явно проявляется специфика проектно ориентированных предприятий. В качестве таких областей могут быть выделены:

  • организационная структура предприятия, предполагающая возможность свободного манипулирования трудовыми ресурсами в проектах вне зависимости от закрепления их за теми или иными функциональными подразделениями;
  • структура бюджета предприятия, опирающаяся на бюджеты отдельных проектов;

    Таблица 2 - ИТ проект в стратегической карте предприятия

    Категория цели

    Цель

    Показатель

    Финансовая цель

    Повысить производительность труда

    Доход на сотрудника

    Клиентская цель

    Улучшить качество обслуживания клиентов

    Время оформления заказов

    Внутренние производственные цели

    Повысить согласованность работы подразделений

    Количество клиентов, потерянных из-за несогласованных действий персонала

    Цели обучения и развития

    Повысить компьютерную грамотность персонала

    Коэффициент массового переобучения

    Автоматизировать наиболее трудоемкие и критичные бизнес-процессы

    Выполнение плана по инвестициям в ИТ

  • система требований к персоналу, который должен обладать уникальной совокупностью навыков и умений, и система мотивации, которая должна соответствовать этим требованиям;
  • организация деловых процессов, ориентированная на жесткие требования к срокам выполнения и бюджетам проектов, а также к качеству результата.

2) Разработка ключевых показателей эффективности, отражающих выявленные особенности проектно ориентированных предприятий. Это может быть фрагмент сбалансированной системы показателей, который применим к любым проектно ориентированным предприятиям:

  • утилизация рабочего времени персонала в проектах,
  • доля затрат, приходящаяся на управленческий персонал проектов,
  • соотношение «своих» и «чужих» ресурсов в проекте,
  • доля накладных расходов в проекте,
  • экономия резервных фондов проекта,
  • доля премии в общем доходе сотрудников,
  • коэффициент выравнивания мотивации - соотношение проектного и непроектного премиального фонда (на тенге затрат).

Таким образом, разработанный подход к комплексной оценке успешности проекта с точки зрения влияния его результатов на стратегические цели развития предприятия позволяет каждый проект рассматривать как стратегическую инициативу, направленную на достижение определенных целей развития предприятия.

В качестве критериев успешности проекта может применяться положительная или отрицательная динамика ключевых показателей деятельности предприятия, соответствующих его стратегическим целям. Это существенно снизит неоднозначность понимания успешности проекта его различными участниками и переведет вопрос оценки результатов проекта из области столкновения интересов различных заинтересованных сторон и внутрикорпоративной политики в плоскость формальных расчетов.

Для анализа особенностей функционирования проектно ориентированных предприятий и основных аспектов их деятельности необходимо также дать универсальную оценку эффективности организационной структуры предприятия, принципов формирования бюджета, организации деловых процессов, квалификации и мотивации персонала. Для каждого из этих элементов существует набор показателей, который может использоваться в качестве универсальной библиотеки для построения стратегических карт проектно ориентированных предприятий.

Использование предложенного подхода позволяет осуществлять целенаправленное улучшение проектно ориентированной деятельности предприятий на основе объективного сравнения их работы с другими предприятиями в отрасли или в регионе, а также оценки работы различных подразделений внутри предприятия.

Тема исследования далеко не исчерпана. Рассмотренный подход может совершенствоваться и развиваться по различным направлениям, наиболее важным из которых представляются учет отраслевой специфики на уровне бизнеса предприятия и специфики вида деятельности на уровне проектно-ориентированного подразделения.

Литература

  1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал/ Перевод с англ. СПб.: Питер, 2001.
  2. Рид С. Финансовый директор как интегратор бизнеса/Пер.с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  3. Аубакирова Г.М. Адаптивное бизнес-моделирование деятельности предприятия // Доклады Национальной академии наук РК. № 1 /2006, Алматы. 2006.- С.34-37.