Каталог статей |
Гречко А.В.
Мониторинг системы ключевых показателей в достижении конкурентных преимуществ авиакомпаниейСтратегия предприятия, определение целей его деятельности входят в зону ответственности представителей высшего управленческого звена компании, но реализуют намеченное именно сотрудники. Отсутствие конкретных задач и соответствующей системы оценки и мотивации приводят к тому, что исполнители не координируют свои действия с задачами организации и не имеют возможности ориентироваться в стратегических приоритетах. Таким образом, наличие данной проблемы для многих крупных компаний определяет необходимость мониторинга системы ключевых показателей повышения эффективности достижения стратегических целей в разрезе структурных подразделений и отдельных работников. Всесторонний анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия содержит значительное количество экономических показателей, ценность которых состоит в возможности их использования для оценки работы предприятия, выявления резервов увеличения суммы прибыли и т.д. Однако в критических ситуациях, требующих мгновенной реакции, высшее руководство использует только несколько ключевых показателей. В практике западных компаний применение ключевых показателей эффективности давно стало обычной реальностью. Такими инструментами являются [1,2]:
Ключевые показатели эффективности могут иметь стратегический или нормативный характер. К стратегическим KPI следует относить такие показатели, достижение которых позволяет компании получить важные стратегические преимущества. Нормативные KPI – это ключевые показатели деятельности, которые должны в неизменном состоянии поддерживаться в системе, играя роль контрольного норматива [2]. Например, для авиакомпании одной из стратегических целей является развитие и совершенствование системы дистрибуции и продвижения продукта. Очевидно, что без понимания всеми работниками службы продажи авиаперевозок приоритетности данного направления и отсутствия знаний о том, как конкретное действие влияет на общие результаты работы, невозможно поддерживать высокий уровень обслуживания покупателей продукта авиакомпании. Поэтому главной задачей в работе с данной категорией персонала становится формирование единых целей, подходов к обслуживанию клиентов и стандартов качества. Также важно, чтобы все работники службы продажи авиаперевозок, хорошо выполняющие стандарты обслуживания, чувствовали прямую отдачу от своей работы. Здесь инструментом контроля и анализа результатов труда, снижения риска субъективизма при их оценке выступает система ключевых показателей. При этом каждый сотрудник видит связь между своими задачами и стратегическими целями компании, а руководители подразделений имеют возможность измерить эффективность труда каждого подчиненного и влиять на процесс реализации стратегии организации. Постоянный мониторинг изменений значений фактических показателей () и сравнение с целевыми (нормативными) значениями (), определенными в соответствии со стратегией развития, позволяют руководителям на ранних этапах увидеть возможные проблемы и своевременно осознать необходимость принятия управленческих решений, а позже оценить эффект от принятых решений. Основной принцип, обеспечивающий успешность внедрения системы оценки по ключевым показателям эффективности, состоит в строгом соблюдении вертикальной модели планирования состава критериев (рис.1):
Рис.1 Система оценки стратегических управленческих решений по ключевым показателям эффективности Как можно видеть из рис.1 объединение стратегических целей компании с текущей деятельностью посредством разработки ключевых показателей эффективности позволяет осуществлять непрерывный мониторинг реализации стратегических управленческих решений авиакомпании. Литература:
|