Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аспирант Николаенко Д.В.
Анализ факторов внешней и внутренней среды и их влияния на процесс принятия решения в условиях проведения конкурсных закупокОсновой государственных закупок в Украине являются конкурсные торги или иначе торги на тендерной основе, которые на сегодняшний день являются наиболее рациональными способом для организации закупок, способствующим здоровой конкуренции, будучи экономическим и правовым инструментом поддержки перспективных предприятий, формируют не только рынки закупок, но и в целом экономику страны. Основные этапы процесса осуществления закупок и основные виды ситуаций совершения закупок представлены в таблице 1. Таблица 1 - Основные этапы процесса осуществления закупок и основные виды ситуаций (категорий) совершения закупок
В зависимости от категории изменяется как состав тендерного комитета так и затраты времени и средств, так на приобретение видоизмененного или нового товара потребуется больше времени, специалистов и т.д. Таким образом, планирование и осуществление закупок – непрерывный процесс, в который вовлекаются представители различных структурных подразделений организации, результат которого в приобретении товаров с наилучшим сочетанием цены и качества в нужном количестве и от надежного поставщика. Маркетинговые исследования показали, что на решение о закупках оказывают влияние четыре основные группы факторов: внешней среды, внутренней среды, организационные и факторы межличностных отношений. Они находят отражение в различных покупательских стилях специалистов по закупкам [4]. Совокупное влияние этих факторов внешней и внутренней среды определяет вид закупочного поведения предприятия. Процесс конкурсных торгов следует также рассматривать в неразрывной связи со смежными процессами: определение и планирование потребности в ресурсах, своевременный и оптимальный выбор предложения среди существующих на рынке, эффективное использование имеющихся ресурсов. Таким образом, основные факторы, влияющие на решение о закупке товара, можно представить в следующем виде (рис. 1).
Рис. 1 - Основные факторы, учитываемые при закупках товаров Как отмечается в работе [2] потребности предприятия должны удовлетворяться в максимально полном объеме, в приемлемый срок и с лучшим соотношением цены и качества. Достичь этого можно при условии детального анализа и использования всех возможных факторов. В то же время на большинстве предприятий Украины применяется методология оценки, учитывающая не более 3-5 основных факторов. Следует также отметить тот факт, что нецелесообразно при оценке предложения опираться на одни и те же факторы с одинаковым их удельным весом. Так, например, при закупке товаров более весомыми факторами можно выделить такие, как цена и условия поставки, в то же время при закупке консалтинговых услуг основное предпочтение скорее будет отдано таким критериям как квалификация и опыт исполнителя на рынке данных услуг и опыт по результатам предыдущих контрактов. Основываясь на вышесказанном, можно говорить о необходимости разработки адаптивной методики анализа большего числа критериев, при оценке тендерных предложений с целью получения большей экономической выгоды. При таком детальном анализе возможно выявление нелинейных зависимостей между рассматриваемыми факторами, что делает актуальными вопросы использования экономико-математических моделей. Одновременно с этим можно утверждать, что разработка единой методики, для оценки различных предложений нецелесообразна, а необходима разработка модели, способной адаптироваться под решение конкретной задачи в условиях динамически изменяющейся среды. В работе [3] оговаривается возможность применения в таких задачах новых информационных технологий, интеллектуальных средств обработки информации, среди которых выделяются искусственные нейронные сети, генетические алгоритмы, имитационное моделирование объединение которых с экономико-математическими моделями позволит существенно расширить круг решаемых задач и повысить эффективность и точность получения решения. Литература:
|