Каталог статей

Суперека Ю.К. , к.э.н. Дружинина В.В.
Кременчугский государственный университет имени Михаила Остроградского

Совершенствование организационно-экономических механизмов управления предприятием мясной промышленности Украины в условиях выхода на внешний рынок

В условиях мирового экономического кризиса и, как следствие, сокращения спроса на мясную продукцию на территории Украины, предприятия стремятся найти и освоить новые рынки сбыта. Одним из вариантов поддержания экономической стабильности и постоянства производства и продаж является выход на внешнеэкономический уровень. В связи с этим возникает ряд вопросов, решить которые позволяет разработка и внедрение новых организационно-экономических механизмов.

Разработкой данного направления занимались такие ученые как В.Н. Бурков, В.А. Ириков, В.В. Кондратьев, А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, И.Т. Балабанов, Дж. Хикс, К.Г. Скрипник, А.Б. Идрисов, Г.Н. Соколова, Р.Брейли, С. Майерс. Однако сведения в этой отрасли скорее теоретические, нежели применяемые на практике, а следовательно являются недостаточно разработанными и изученными.

Рис. 1 показывает, что управление предприятием состоит из двух частей, которые одновременно являются подразделами организационно-экономического механизма в целом.

Для успешного использования организационно-экономических методов с целью совершенствования (повышения эффективности) процессов управления промышленными предприятиями необходимо рассмотреть промышленное предприятие как систему, выделить составляющие систему элементы и связи между ними. Следовательно реорганизация организационной структуры является одним из факторов повышения эффективности производства.

Рис. 1. Организациооно-экономический механизм и его составляющие

Также следует учитывать ужесточение требований к качеству продукции, а именно - сертификацию предприятий на соответствие стандартам ИСО 9000 по менеджменту качества, соблюдение которых невозможно без системы информационно-аналитической и методической поддержки менеджмента – службы контроллинга [5].

На предприятии ОАО «Кременчугмясо», являющемся одним из лидеров мясной продукции Украины, - служба контроллинга представлена подразделениями в составе действующих отделов под руководством директоров производства, маркетинга, сбыта, управления персоналом и социальными вопросами, экономической и финансовой деятельности, а также технического директора и главного бухгалтера. Однако данная структура не обеспечивает объективность оценки текущего состояния производственного процесса, так как отчеты о деятельности отдельных направлений поступают к непосредственным руководителям данных направлений. Логичным было бы выделение отдельной структурной единицы, отвечающей за функцию контроля – службы контроллинга.

Работа внедряемой службы будет наиболее эффективной в случае непосредственного подчинения главе правления ОАО «Кременчугмясо». Служба обретет независимость относительно других административных единиц предприятия, и ее оценки будут иметь максимальную объективность, что, в свою очередь, обеспечит руководству доступ к информации о реальном состоянии производственного процесса. Создание службы контроллинга решит следующие задачи [6]: разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия; организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности предприятия; координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования; обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов; формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры. Структура руководящего звена менеджмента будет выглядеть следующим образом (рис. 2):


Рис. 2. Структура руководящего звена менеджмента ОАО«Кременчугмясо»

Таким образом, внедрение службы контроллинга на ОАО «Кременчугмясо» обеспечивает повышение эффективности производства и способствует выведению предприятия на внешнеэкономический уровень, что является особенно актуальным в условиях сокращения спроса на мясную продукцию на территории Украины.

Литература:

  1. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика / Я.Г. Неуймин. – Л.: Наука, 1984. – 190 с.
  2. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований /В.О. Федорович // Сибирская финансовая школа. – 2006. – № 2.– С. 45–54.
  3. Орлов А.И. Контроллинг организационно-экономических методов. / А.И. Орлов // Контроллинг.– 2008.– No.4 (28 ).– С.12-18.
  4. Фалько С.Г. Наука об организации производства: история, современность, перспективы / С.Г. Фалько. – М.: О-во «Знание» РСФСР, 1990. – 56 с.
  5. Фалько С.Г. Эволюция концепций управления предприятиями промышленности / С.Г. Фалько. – М.: ЦЭМИ РАН, 2007. – 50 с.
  6. С.Фалько, К.Расселл, Л.Левин Контроллинг в России . 2005.