Каталог статей

Пралиев Г.С.
Алматинский институт непрерывного образования

Государственная поддержка сельхозпроизводителей как фактор обеспечения продовольственной безопасности

Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется практически во всех развитых странах. В основу данного подхода положены, прежде всего, приоритеты продовольственной безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития сельского хозяйства. Основными видами государственной поддержки являются субсидии, кредитование, развитие сельской инфраструктуры, охрана окружающей среды и рациональное использование земельных и водных ресурсов, проведение научно-исследовательских работ в области сельского хозяйства, обеспечение продовольствием нуждающихся групп населения и обеспечение безопасности производства продовольствия.

В целях стимулирования технического и технологического перевооружения перерабатывающих предприятий, большое внимание в РК уделяется повышению конкурентоспособности сферы переработки сельскохозяйственной продукции. Государство оказывает поддержку отрасли в виде поставки в лизинг перерабатывающего оборудования на льготных условиях, субсидирования процентной ставки кредитов, полученных в банках второго уровня, а также затрат по внедрению в производство международных стандартов качества.

Доступ к финансовым ресурсам является важнейшим компонентом устойчивости развития субъектов продовольственного рынка. Результаты опроса, проведенного Всемирным Банком, с большой выборкой показали, что 40% опрошенных коммерческих хозяйств отметили, что доступ к кредитам является для них основным препятствующим фактором. За последние три года среднемесячная сумма выдаваемых кредитов коммерческими банками выросла почти в 4 раза, однако объем кредитования сельского хозяйства за это время увеличился лишь на 40%, обеспеченность отрасли кредитными ресурсами составляет всего 24,9%, из них: растениеводства - 26,1 %, животноводства и рыбного хозяйства - 36,6%, переработки продукции сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) - 36,3%, развитие инфраструктуры (заготовка, хранение, транспортировка и оказание механизированных услуг) - 20,6 %, развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе - 1,5 %, 1 880 тыс. человек самостоятельно занятого и 259 тыс. человек безработной части сельского населения по уровню доходов и имеющемуся хозяйственному опыту рассматриваются как приоритетные целевые социальные группы при

Рисунок 1 - Объем выделенных субсидий и удешевленных кредитов.

С 2006 года реализуется бюджетная программа по субсидированию затрат предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества и безопасности на базе международных стандартов ИСО и ХАССП. В настоящее время по данной программе система менеджмента качества ИСО и ХАССП внедрена на 184 предприятиях (в 2006 г. – 78), на стадии внедрения находится около 89 предприятий. Наряду с этим начиная с прошлого года предприятиям переработки, работающим в 8-ми приоритетных направлениях на 70% снижена ставка НДС [1].

В результате по этим отраслям на 21% увеличились поступления по НДС, на 15,8% возросло поступление корпоративного подоходного налога, а рост отчислений по социальному налогу составил 17,9%. Все эти меры стали хорошим стимулом для ускоренного развития сферы переработки и повышения ее конкурентоспособности. За последние 5 лет темп роста производства в отрасли переработки сельхозпродукции составил 1,6 раза.

Достигнуто превышение уровня производства основных продуктов питания над уровнем их потребления. Также в отрасли функционируют более 3 000 предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Преобладают мелкие и средние предприятия, на долю крупных приходится около 10 – 15%. Доля переработки сельхозпродукции остается очень низкой, в среднем по всем видам продукции не превышает 30% от объемов производимого сельхозсырья. Уровень технической и технологической оснащенности сектора по переработке сельхоз продукции характеризуется значительной изношенностью и низкой производительностью, на большинстве предприятий физический износ основных средств достигает 40-50%. За 4 года общий объем инвестиций в основной капитал составил около 1 млрд. долл. США. На предприятиях перерабатывающей промышленности внедряются новые технологические комплексы и оборудование ведущих мировых производителей.

Необходимость дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной продукции в условиях открытой экономики увеличивает потребность участников аграрного рынка в качественных информационно-маркетинговых услугах. Доступ к информации становится решающим фактором конкуренции, поэтому, как показывает мировой опыт, обеспечение равных условий ее получения является важной государственной задачей [2].

Для развития информационно-консультационного и маркетингового обеспечения субъектов аграрного рынка в рамках Государственной агропродовольственной программы на 2003-2005 годы создано АО «Казагромаркетинг», структура которого охватывает 3 уровня: республика – область – район. В 2004 году открыты представительства Общества во всех областных центрах и сельские информационно-консультационные центры (СИКЦ) в 30 районных центрах республики.

Создана единая информационная система и налажена устойчивая и бесперебойная работа веб-сайта Министерства сельского хозяйства РК в мировой сети Интернет, издается ежемесячный информационно–аналитический бюллетень «Агроинформ» [2].

На сегодня в республике имеется около 100 фирм и компаний, функционирующих на рынке оказания информационно-маркетинговых и консалтинговых услуг. Однако все они имеют узкую направленность, недостаточно обеспечены информацией и не имеют разветвленной региональной сети. Общая потребность АПК в информационно-консультационных услугах оценивается приблизительно в 20 млрд. тенге.

Создание единой автоматизированной системы управления «e-Agriculture» (ЕАСУ). В рамках реализации государственной программы формирования «Электронного Правительства» Общество работает над созданием в аграрном секторе единой автоматизированной системы управления «e-Agriculture» (ЕАСУ).

В перспективе ЕАСУ позволит существенно повысить эффективность функционирования отраслей АПК с учетом глубокого анализа результатов и планирования управленческой деятельности МСХ, Нацхолдинга и местных исполнительных органов. ЕАСУ служит не только для автоматизации деятельности государственных органов, главным образом она направлена на оказание сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению государственных электронных услуг. Одной из таких услуг является Система электронных торгов, с помощью которой сельхозтоваропроизводители смогут осуществлять торгово-закупочные операции в реальном режиме времени, что позволит снизить их совокупные издержки при реализации сельхозпродукции.

Рассмотрев показатели эффективности АПК, в целях стабилизации деятельности агропромышленного сектора и повышения его эффективности требуется преодоление антагонизма интересов между сельским хозяйством и перерабатывающими предприятиями путем развития их интеграции с предоставлением приоритетов сельхоз товаропроизводителям в силу их ведущей роли в цикле производства основных видов продуктов сельского хозяйств. В этих целях предлагается вертикальная кооперация - планомерно организованное сотрудничество сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, совместно осуществляющих воспроизводственный процесс на основе разделения труда: производство сырья, его хранение, переработка и сбыт.

Возможно создание и других совместных предприятий и других видов совместной деятельности при сохранении юридической и экономической самостоятельности кооперируемых хозяйств с сохранением интересов приоритетности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такой подход по мнению многих специалистов позволит создать эффективную производственную цепочку в АПК Казахстана.

Экономика РК и ее АПК стала открытой и тесно взаимосвязанной с мировой экономикой. Обострилась конкуренция на внутренних рынках, существенно возросли динамизм, сложность экономических систем, неопределенность и риск хозяйственной деятельности. Эти перемены предполагают организацию системного прослеживания причинно-следственных связей мировой экономики, аграрного предприятия, локальных ситуации.

Решение вопросов продовольственной безопасности страны и конкурентоспособности аграрного сектора экономики неразрывно связано с развитием аграрной науки, направленной на разработку и внедрение в производство новых инновационных подходов, обеспечивающих технологический прорыв в агропромышленном комплексе [3].

По итогам научно-исследовательских работ проведенных в 2006 – 2008 годах созданы и переданы на Государственное сортоиспытание 187 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, разработаны и усовершенствованы 48 агротехнологий по возделыванию основных видов сельскохозяйственных культур, 44 по технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выведено и/или апробировано 39 линий и типов сельскохозяйственных животных, 1 порода и 3 линии уток, 2 линии пчел, разработаны 23 технологии содержания и кормления сельскохозяйственных животных, птиц и рыб, обеспечивающие повышение продуктивности в сравнении с традиционными технологиями, разработано 58 вакцин, диагностикумов и лечебных препаратов.

Результаты научных разработок широко внедряются в производство. Если ранее посевы зерновых культур сортов казахстанской селекции занимали около 27 %, то в 2009 году, по данным управлений сельского хозяйства и акиматов областей, площади под отечественными сортами всех культур составляли около 6,7 млн. га или 35,4 % от посевной площади.

В частности, в 2008 году сорта хлопчатника отечественной селекции заняли 60 % посевных площадей, тогда как 6 лет назад в хлопководстве использовались только узбекские сорта.

Площади внедрения разработок казахстанских ученых по минимальным и нулевым технологиям возделывания зерновых культур увеличились с 1 млн. га в 2003 году до 8,9 млн. га в 2008 году.

В 2009 году определены основные направления исследовательских программ на 2009-2011 годы, научные исследования будут проводиться по 40 темам.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт ведения сельского хозяйства, одним из механизмов ускоренного распространения передового опыта и внедрения новых технологий является создание и функционирование центров распространения знаний в сфере АПК. В 2008 году открыты центры - «Шортанды» (Акмолинская область) и «Костанай» (Костанайская область), в которых ученые и разработчики новых агротехнологий проводят обучение фермеров, предпринимателей и других специалистов и тренинги по внедрению новых технологий производства и переработки продукции сельского хозяйства.

Кроме того, в 2009 году создан Центр коммерциализации и трансферта агротехнологий, который будет осуществлять реализацию инновационных проектов на основе отечественных и зарубежных научных разработок совместно с субъектами предпринимательского сектора, с учетом всех особенностей АПК как сферы деятельности. Основным инструментом деятельности центра будет являться прямое финансирование инновационных проектов посредством долевого участия в уставном капитале [3].

Последствия государственного регулирования для производителей более ощутимы и разнообразны. Во-первых, как было доказано выше, регулирование обеспечивает достаточно стабильную рентабельность производства, что, в свою очередь, имеет несколько положительных эффектов – позволяет осуществлять планирование производства, облегчает привлечение инвестиций и кредитных средств, способствуя внедрению новых технологий и развитию отрасли. Во-вторых, государственное управление и контроль (например, за квотами) способствует обеспечению прозрачности продовольственного рынка, наличию полной и достоверной информации о движении товаров, что позволяет, в частности, увеличить поступление налогов с предприятий, так как уход от налогов через сокрытие объемов производства становится нецелесообразным. Государственное вмешательство дает ощущение надежности и гарантии стабильности субъектам рынка в любых условиях, выполняя свои функции государственной защиты и обеспечения продовольственной безопасности населения в условиях кластерного развития.

Таким образом, государственное регулирование продовольственного рынка, выражающаяся, во многих случаях, в виде государственной поддержки субъектов АПК, является одним из основных механизмов обеспечения продовольственной безопасности страны и развития конкурентоспособного производства тех или иных сельскохозяйственных продуктов.

Литература

  1. Ерасылова А. Меры по обеспечению продовольственной безопасности в Республике Казахстан. Analytic - Информационно – аналитический журнал, № 1 (37), 2007.
  2. Стратегические направления развития Акционерного общества «Казагромаркетинг» на 2008 – 2012 годы. Министерство сельского хозяйства РК, АО «Национальный холдинг «КазАгро», Астана,2008.
  3. Стратегический план Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы