Каталог статей |
Пралиев Г.С.
Государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасностиВ современных условиях уровень развития продовольственного рынка, прежде всего, оказывает влияние на продовольственную безопасность государства, которая, в первую очередь, представляет собой обеспечение максимальной продолжительности жизни за счет соответствующего уровня и качества продовольственного снабжения и характеризуется двумя основными признаками - достаточностью продовольствия и способностью людей физически и экономически его получить. Также ее можно рассматривать как составную и важнейшую часть национальной безопасности и определять на разных уровнях и объектах: мировом, глобальном - все человечество, национальном - государство, региональном - регион, домашних хозяйств - семья, индивидуальном - отдельный человек. Продовольственная безопасность предполагает, что воспроизводство восполняет необходимое количество продовольствия для удовлетворения постоянно растущих и меняющихся потребностей, его состояние принято оценивать по двум основным показателям: общим показателем продовольственной безопасности, каковым является уровень производства зерна в расчете на душу населения и показателем объемов переходящих запасов зерна в мире. Степень устойчивости продовольственного положения, а также гарантии на случай чрезвычайных обстоятельств оценивается через остающиеся на хранении до уборки следующего урожая. Безопасным считается объем, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17% всего годового потребления. Национальная продовольственная безопасность означает, по определению многих авторов [1, 2], что все члены общества фактически пользуются правом на достаточное питание, и в принципе имеется необходимое количество продовольствия. В настоящее время, исходя из специфики функционирования продовольственного рынка Республики Казахстан, можно выделить две группы продовольственных товаров с точки зрения их потребления, регулирование рынка для которых должно носить различный характер:
Дальнейшее развитие продовольственного рынка и рост объемов агропродовольственной продукции и вместе с этим устойчивость обеспечения продовольствием в значительной мере будет определяться внешнеторговой и аграрной политикой как на региональном, так и на национальном уровнях. Так, вступление в ВТО и связанное с этим унифицирование законодательства, стандартов, большая прозрачность таможенных процедур могут облегчить казахстанский экспорт [3]. Другим определяющим фактором будет являться национальная и региональная политика доходов населения. Проведенный нами анализ итогов и выявление некоторых тенденций в развитии продовольственного рынка Казахстана в целом, а также материалы исследований ученых позволяют сформулировать основные проблемы развития продовольственного рынка и его регулирования, обуславливающие низкий уровень эффективности аграрного сектора и, соответственно низкий уровень продовольственной безопасности населения региона и страны. Так, согласно нашего исследования, функционирование и развитие продовольственного рынка в условиях кластера должно осуществляться через взаимодействие различных отраслей экономики, совокупность которых составляет агропромышленный комплекс, объединяющий традиционно три сферы, поэтому группировку проблем первоначально осуществим по этим сферам:
На сегодняшний день Казахстан является крупным производителем и поставщиком на мировые рынки продовольствия и сельскохозяйственного сырья. По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций), он входит в число 26 стран мира – основных производителей зерна, картофеля, овощей, а также продукции животноводства – мяса и молока [4]. В настоящее время потребность населения в основных продуктах питания по национальным нормам удовлетворяется за счет отечественного производства. Многократно превышает внутренние потребности производство продовольственного зерна, значительная часть которого экспортируется на мировые рынки. Удовлетворяется потребность в картофеле, свежих овощных и бахчевых культурах, питьевом молоке, яйце. В последние годы возросло потребление по основным продуктам питания. Выше стандарта потребления в стране потребляются хлебопродукты, мясные продукты, овощи и бахчевые, молокопродукты, сахар и растительное масло. Однако эта ситуация сложилась на фоне низкого спроса на внутреннем рынке. Фактическое потребление в расчете на душу населения в стране значительно ниже (кроме хлебопродуктов и растительного масла), чем в экономически развитых странах мира и рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения нормах. Анализ импортных потоков в 2007 году показывает, что доля импорта во внутреннем потреблении некоторых продуктов питания превысила предельно допустимый порог и составила по сахару – 29,3 %, сокам – 32,2 %, томатным консервам – 51,7 %, консервам фруктовым и овощным – более 90 %, кисломолочным продуктам – 23,3 %, колбасным изделиям – 38,5 %, мясным консервам – 48,3 %, сырам – 55,9 %, молоку сухому – 84,4 %, молоку и сливкам сгущенным – 80 %. Основная причина роста объема импорта плодоовощной продукции является неразвитость системы хранения скоропортящихся продуктов. Высокая доля импорта на рынках потребления изделий глубокой переработки: мясопродуктов, молокопродуктов, масла растительного, консервированных овощей и фруктов, характеризует, прежде всего, недостаточную развитость сферы переработки и имеющийся дефицит продуктов питания глубокой переработки. Для повышения эффективности функционирования продовольственного рынка необходима разработка научно-обоснованной стратегии, которая включало бы следующее:
Однако при разработке стратегических подходов необходимо, по нашему мнению, уделить внимание на следующие аспекты развития продовольственного рынка:
Для решения данных проблем предлагаются следующие меры:
Реализация данных мер требует детального всестороннего анализа и разработку специальных программ органами государственного регулирования сельского хозяйства. Реализация вышеуказанных мер, по нашему мнению, приведет к следующим результатам: повышение национальных конкурентных преимуществ аграрного сектора и сохранение продовольственной безопасности республики; регулирование системы ценообразования, обеспечение экономической доступности продовольствия; повышение эффективности государственной поддержки низкодоходных отраслей и обеспечение их расширенного воспроизводства; создание фондов для регулирования и сбалансированного развития потребительского спроса и предложения на продовольственном рынке; обеспечение роста товарного предложения отечественной продукции, увеличение промышленной переработки сырья; удержание коэффициента зависимости от импорта на уровне не более 20 % от общих объемов потребления в стране; обеспечение продовольственной безопасности и мобилизационных нужд республики путем ежегодного закупа зерна в государственные ресурсы, в объеме 500 тыс. тонн у отечественных сельхозтоваропроизводителей для обновления государственного резерва продовольственного зерна и регулирования внутреннего рынка зерна; обеспечение продовольственной безопасности республики путем ежегодного закупа сухого молока у отечественных сельхозтоваропроизводителей; создание страховых резервов продовольствия в объемах, позволяющих регулировать равновесие рынка; формирование многоканальной системы сбыта, сокращение издержек обращения и образование оптимальных товаропотоков; обеспечить производство качественной, конкурентоспособной продукции, за счет соблюдения санитарных и технологических норм при производстве сырья, его хранении, переработке и реализации. Литература:
|