Каталог статей

Пралиев Г.С.
Алматинский институт непрерывного образования

Государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности

В современных условиях уровень развития продовольственного рынка, прежде всего, оказывает влияние на продовольственную безопасность государства, которая, в первую очередь, представляет собой обеспечение максимальной продолжительности жизни за счет соответствующего уровня и качества продовольственного снабжения и характеризуется двумя основными признаками - достаточностью продовольствия и способностью людей физически и экономически его получить. Также ее можно рассматривать как составную и важнейшую часть национальной безопасности и определять на разных уровнях и объектах: мировом, глобальном - все человечество, национальном - государство, региональном - регион, домашних хозяйств - семья, индивидуальном - отдельный человек.

Продовольственная безопасность предполагает, что воспроизводство восполняет необходимое количество продовольствия для удовлетворения постоянно растущих и меняющихся потребностей, его состояние принято оценивать по двум основным показателям: общим показателем продовольственной безопасности, каковым является уровень производства зерна в расчете на душу населения и показателем объемов переходящих запасов зерна в мире. Степень устойчивости продовольственного положения, а также гарантии на случай чрезвычайных обстоятельств оценивается через остающиеся на хранении до уборки следующего урожая. Безопасным считается объем, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17% всего годового потребления.

Национальная продовольственная безопасность означает, по определению многих авторов [1, 2], что все члены общества фактически пользуются правом на достаточное питание, и в принципе имеется необходимое количество продовольствия.

В настоящее время, исходя из специфики функционирования продовольственного рынка Республики Казахстан, можно выделить две группы продовольственных товаров с точки зрения их потребления, регулирование рынка для которых должно носить различный характер:

  • во-первых, товары, потребление которых находится на фиксированном уровне и значительных перемен в объемах и структуре потребления не ожидается. Так, например, потребление хлебопродуктов (114-120 кг на душу населения в год), сахара (32-36 кг) и растительного масла (11-12 кг) по стране на протяжении последних лет не слишком сильно меняется, и потребительский спрос зафиксирован. В этой ситуации расширение рынка сбыта для этих товаров может быть достигнуто лишь путем изменения структуры потребления, за счет увеличения объемов производства новых видов продукции: кондитерских изделий, биоэтанола, глюкозно-фруктозного сиропа и др;
  • во-вторых, товары, имеющие значительны потенциал для увеличения рынка сбыта. Стимулирование спроса на товары этой группы, возможно через непосредственное воздействие на потребителя. Это может быть достигнуто через снижение цены, или стимулирование спроса. Поданным Агентства РК по статистике в 2006 г. доля населения живущего ниже уровня величины прожиточного минимума выросла практически в 2 раза и составила 2,8 млн. человек (18,2%). Потребление продовольствия этой группой населения чрезвычайно низкое (немногим более 1900 ккал в сутки), что не создает условия для здоровой и активной жизни. Основу их рациона составляют хлебопродукты, потребление которых превышает средний по стране уровень на 17%.

Дальнейшее развитие продовольственного рынка и рост объемов агропродовольственной продукции и вместе с этим устойчивость обеспечения продовольствием в значительной мере будет определяться внешнеторговой и аграрной политикой как на региональном, так и на национальном уровнях. Так, вступление в ВТО и связанное с этим унифицирование законодательства, стандартов, большая прозрачность таможенных процедур могут облегчить казахстанский экспорт [3]. Другим определяющим фактором будет являться национальная и региональная политика доходов населения.

Проведенный нами анализ итогов и выявление некоторых тенденций в развитии продовольственного рынка Казахстана в целом, а также материалы исследований ученых позволяют сформулировать основные проблемы развития продовольственного рынка и его регулирования, обуславливающие низкий уровень эффективности аграрного сектора и, соответственно низкий уровень продовольственной безопасности населения региона и страны.

Так, согласно нашего исследования, функционирование и развитие продовольственного рынка в условиях кластера должно осуществляться через взаимодействие различных отраслей экономики, совокупность которых составляет агропромышленный комплекс, объединяющий традиционно три сферы, поэтому группировку проблем первоначально осуществим по этим сферам:

  • сфера производства средств производства;
  • собственно сельскохозяйственная сфера;
  • сфера переработки и сбыта (оптовые закупки и продажа, хранение, розничная торговля) продовольствия.

На сегодняшний день Казахстан является крупным производителем и поставщиком на мировые рынки продовольствия и сельскохозяйственного сырья. По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций), он входит в число 26 стран мира – основных производителей зерна, картофеля, овощей, а также продукции животноводства – мяса и молока [4].

В настоящее время потребность населения в основных продуктах питания по национальным нормам удовлетворяется за счет отечественного производства. Многократно превышает внутренние потребности производство продовольственного зерна, значительная часть которого экспортируется на мировые рынки. Удовлетворяется потребность в картофеле, свежих овощных и бахчевых культурах, питьевом молоке, яйце. В последние годы возросло потребление по основным продуктам питания. Выше стандарта потребления в стране потребляются хлебопродукты, мясные продукты, овощи и бахчевые, молокопродукты, сахар и растительное масло.

Однако эта ситуация сложилась на фоне низкого спроса на внутреннем рынке. Фактическое потребление в расчете на душу населения в стране значительно ниже (кроме хлебопродуктов и растительного масла), чем в экономически развитых странах мира и рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения нормах.

Анализ импортных потоков в 2007 году показывает, что доля импорта во внутреннем потреблении некоторых продуктов питания превысила предельно допустимый порог и составила по сахару – 29,3 %, сокам – 32,2 %, томатным консервам – 51,7 %, консервам фруктовым и овощным – более 90 %, кисломолочным продуктам – 23,3 %, колбасным изделиям – 38,5 %, мясным консервам – 48,3 %, сырам – 55,9 %, молоку сухому – 84,4 %, молоку и сливкам сгущенным – 80 %.

Основная причина роста объема импорта плодоовощной продукции является неразвитость системы хранения скоропортящихся продуктов. Высокая доля импорта на рынках потребления изделий глубокой переработки: мясопродуктов, молокопродуктов, масла растительного, консервированных овощей и фруктов, характеризует, прежде всего, недостаточную развитость сферы переработки и имеющийся дефицит продуктов питания глубокой переработки.

Для повышения эффективности функционирования продовольственного рынка необходима разработка научно-обоснованной стратегии, которая включало бы следующее:

  • устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса, рост их конкурентоспособности, обеспечение продовольственной безопасности и адаптация аграрного производства к условиям вступления во Всемирную торговую организацию;
  • сохранение, рациональное использование и воспроизводство рыбных, лесных ресурсов, ресурсов животного мира, объектов природно-заповедного фонда, а также создание условий для устойчивого водообеспечения и эффективного уровня водопользования;
  • создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации сельского расселения, обеспечение роста потенциала сельских территорий через интегрирование программ сельского развития.

Однако при разработке стратегических подходов необходимо, по нашему мнению, уделить внимание на следующие аспекты развития продовольственного рынка:

  • зависимость от импорта по некоторым видам продовольствия;
  • недостаточные меры государственного регулирования продовольственного рынка, защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта отдельных видов продовольствия;
  • недостаточный контроль над безопасностью отечественных и ввозимых продуктов питания;
  • не создан механизм оптимальных экономических отношений между субъектами рынка, основанного на согласовании их интересов и ответственности, поддержки доходов товаропроизводителей;
  • не сформирована эффективная система ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
  • недостаточная экономическая доступность продовольствия для обеспечения населения продуктами питания в объеме и структуре, необходимыми для активной и здоровой жизни;
  • несбалансированность структуры питания по отдельным ингредиентам.

Для решения данных проблем предлагаются следующие меры:

  • необходимо стимулировать развитие высокотоварного сельского производства и производство продукции глубокой переработки;
  • стимулирование развития современной системы хранения и применение механизма, активизирующего закладку продукции на хранение на определенные сроки для обеспечения равномерных поставок товара на рынок в течение всего года и исключения значительных сезонных колебаний цен;
  • регулирование цен на социально-значимые продукты питания;
  • обеспечение качества продовольствия по всем звеньям продвижения товара;
  • необходимо совершенствовать систему таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, в том числе количественные ограничения импорта/экспорта, лицензирование экспортно-импортных операций;
  • стимулирование развития альтернативных форм сбыта (многоуровневых сельских потребительских коопераций) и создание товарно-логистических центров для оптимального товародвижения и сокращения потерь продукции;
  • создание долговременных межрегиональных связей между производящими и потребляющими регионами, обеспечивающих пространственно-временное насыщение рынка.

Реализация данных мер требует детального всестороннего анализа и разработку специальных программ органами государственного регулирования сельского хозяйства. Реализация вышеуказанных мер, по нашему мнению, приведет к следующим результатам: повышение национальных конкурентных преимуществ аграрного сектора и сохранение продовольственной безопасности республики; регулирование системы ценообразования, обеспечение экономической доступности продовольствия; повышение эффективности государственной поддержки низкодоходных отраслей и обеспечение их расширенного воспроизводства; создание фондов для регулирования и сбалансированного развития потребительского спроса и предложения на продовольственном рынке; обеспечение роста товарного предложения отечественной продукции, увеличение промышленной переработки сырья; удержание коэффициента зависимости от импорта на уровне не более 20 % от общих объемов потребления в стране; обеспечение продовольственной безопасности и мобилизационных нужд республики путем ежегодного закупа зерна в государственные ресурсы, в объеме 500 тыс. тонн у отечественных сельхозтоваропроизводителей для обновления государственного резерва продовольственного зерна и регулирования внутреннего рынка зерна; обеспечение продовольственной безопасности республики путем ежегодного закупа сухого молока у отечественных сельхозтоваропроизводителей; создание страховых резервов продовольствия в объемах, позволяющих регулировать равновесие рынка; формирование многоканальной системы сбыта, сокращение издержек обращения и образование оптимальных товаропотоков; обеспечить производство качественной, конкурентоспособной продукции, за счет соблюдения санитарных и технологических норм при производстве сырья, его хранении, переработке и реализации.

Литература:

  1. Спанов М.У. Экономическая безопасность :опыт системного анализа. - Алматы.-Изд.дом «Билик», 1999. - С.124
  2. 3.Алтухов А.И., Макин Г.И., Бабков М.А. Развитие продовольственного рынка России.– М.: АгриПресс, 2000.- Часть 2.– С.44.
  3. Соглашение по сельскому хозяйству (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994.)
  4. Комплекс мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2009 – 2011 годы // Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от «28» ноября 2008 года № 1106