Каталог статей

Тулеубаева А.Ш.
Соискатель Университета им. Д.А. Кунаева

Повышение качества государственных услуг одна из направлений проводимой административной реформы в Республике Казахстан

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года утвержденный в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 одним из направлений реформирования государственного сектора включает повышение качества государственных услуг, которое предполагает разработку стандартов и совершенствование процессов, способствующих эффективному оказанию государственных услуг.

Повышение качества оказания государственных услуг предполагается достичь посредством повышения эффективности работы государственного аппарата, которое будет обеспечиваться оказанием доступных и качественных государственных услуг.

К 2011 году Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено:

  • развить сеть центров обслуживания населения по принципу "одного окна". Функционирование этих центров будет предусматривать механизм обратной связи с населением для оценки качества оказываемых государственных услуг;
  • расширить реестр государственных услуг и разработать стандарты по каждому виду государственных услуг, включенных в реестр;
  • на постоянной основе осуществляться контроль качества оказания государственных услуг (соблюдения утвержденных стандартов) [1].

На сегодняшний день, в рамках проводимых мероприятии направленные на повышение качества оказания государственных услуг: приняты ряд нормативных - правовых актов регулирующие вопросы оказания государственных услуг в Казахстане; утвержден реестр государственных услуг; утверждены стандарты оказания государственных услуг. Одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления в рамках проводимой административной реформы является формирование и развитие системы государственных услуг.

Как известно из мирового опыта, показателем эффективности и результативности признана стандартизация государственных услуг, целью которого является минимизация издержек взаимодействия граждан и государства. И в целях дальнейшего совершенствования процесса стандартизации государственных услуг, необходимо в первую очередь, обратить внимание на выявленные недостатки в ходе практического применения стандартов государственных услуг. В целом в Казахстане утвержденные стандарты оказания государственных услуг носят противоречивый характер, которое приводит к несоответствию основного его назначения.

В настоящее время административная реформа на стадии развития, направленная: на улучшение качества оказания государственных услуг; на повышение эффективности структуры государственного аппарата, деятельности государственных органов, государственной службы.

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 «О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы» оказание государственных услуг является одним из направлений определения оценки эффективности их деятельности [2]. Данное обстоятельство позволяет нам говорить о важности роли оказания государственных услуг, которое выступает одним из критериев измерителя определения качества государственного управления. В целях определения показателей характеризующих качество оказания государственной услуги, в соответствии с вышеназванным Указом Президента Республики Казахстан будет разработана соответствующая методика его оценки уполномоченным органом по делам государственной службы совместно с уполномоченным органом в сфере информатизации.

Учитывая важность такого направления административной реформы как оказание государственных услуг, необходимо сказать, что результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие. Таким образом, в целях недопущения действии совершаемых по своему усмотрению государственными служащими, настала необходимость стандартизации государственных услуг.

В Казахстане деятельность оказания государственных услуг и утверждение по ним стандартов регламентируется Законом Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах», Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах». В соответствий с Законом Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного процесса» в вышеуказанных законах определены единые определения понятиям «государственная услуга», «стандарт государственной услуги», «регламент государственной услуги, что является положительной тенденцией в применений единой терминологий [4]. Так как с внедрением стандартов государственных услуг полагают решить две основные проблемы: свести к минимуму коррупционные правонарушения в госаппарате и улучшить качество услуг, предоставляемых государством. Однако, содержание пункта 2-2 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» говорить, что государственная услуга оказывается в рамках стандартов и регламентов государственных услуг. Что показывает обязательность принятия и стандарта и регламента государственной услуги по каждой государственной услуге. Раскроем понятия «стандарта государственной услуги» и «регламента государственной услуги» данные в Законе Республики Казахстан «Об административных процедурах».

Пункт 2-3 статьи 1 «Стандарт государственной услуги – нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказываемым государственным услугам, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственных услуг»[3].

Пункт 2-6 статьи 1 «Регламент государственной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению соблюдения стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности государственных органов, их подведомственных организаций, должностных лиц, а также физических и юридических лиц, участвующих в процессе оказания государственной услуги»[3].

Таким образом, стандарт является набором требований к государственной услуге, а регламент набором требований к государственному органу, оказывающему государственную услугу. Значит, в идеале деятельность по оказанию государственной услуги должна соответствовать требованиям стандарта и регламента оказания государственной услуги. Наличие обязательности регламента государственной услуги законодательством не предусмотрено, пункт 2 статьи 15-1 Закона «Об административных процедурах», содержит требование при оказании государственной услуги принятие только стандарта.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что законодательство имеет противоречивые нормы, регламентирующи предоставление государственных услуг, проблемы и противоречия в применении законодательства регулирующих деятельность государственных услуг, приводящие к неэффективной работе оказания государственных услуг. Считаем целесообразным отметить, в целях повышения эффективности оказания государственных услуг необходимо четкое закрепление на законодательном уровне требований наличия стандарта и регламента государственной услуги.

Литература

  1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года \\www.akorda.kz;
  2. Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 «О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы»\\ www.zakon.kz;
  3. Закон РК «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107\\www.zakon.kz;
  4. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного процесса» \\ www.parlam.kz;