Каталог статей

Тимошин А.В.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия

Источники финансирования предприятий малого бизнеса в России

Вопросам развития малого бизнеса уделяется все большее внимание, как со стороны государства, так и со стороны кредитных институтов, выделяющих данный сектор, как перспективный для себя, особенно учитывая последнюю динамику сокращения кредитных портфелей банков по корпоративным клиентам и роста – по сектору кредитования малого и среднего бизнеса. С точки зрения государства же, малый бизнес становится перспективой дальнейшего роста ВВП, занятости населения, усиления конкуренции на рынках и образования прослойки среднего класса в обществе. По данным на 2007 г. в развитых странах малый бизнес производит от 45 до 55 % ВВП, в российской экономике его доля составляет порядка 10-12% .

В связи с этим, под пристальным взглядом оказываются проблемы развития предприятий малого бизнеса, среди которых особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. По данным общественной организации «ОПОРА России» по состоянию на март 2010 г. только 17% респондентов отметили возможность получения заемных ресурсов. 52 % респондентов отметили сложность или невозможность привлечения заемного капитала. Малый бизнес считается высокорисковым сегментом и банки не кредитуют предприятия на этапе Start-up, а предпочитают финансирование работающих 1 год или как минимум 6 месяцев. На текущий момент существуют программы финансирования малого бизнеса, существующего в течение 3 месяцев, но необходимо понимать, что срок таких ресурсов также будет очень коротким.

Совокупность методов финансирования предприятий малого бизнеса можно представить следующим образом:

  • самофинансирование;
  • венчурное финансирование;
  • лизинг;
  • кредиты и займы некредитных организаций;
  • банковские кредиты;
  • кредиторская задолженность;

Рассмотрим на временной шкале развития предприятия эволюцию методов финансирования [Рис. 1]:

Рис. 1 Шкала временной эволюции методов финансирования малого предприятия

1-й этап. Финансовое обеспечение стартового этапа проекта обычно полностью обеспечивается внутренними ресурсами самого предпринимателя, поскольку иные источники попросту для него недоступны, за исключением очень дорогих и рискованных займов от физических лиц или кредитных кооперативов.

2-й этап. По мере своего развития предприятие получает такой важный инструмент финансирования, как кредиторская задолженность. Стоит отметить, что данному инструменту не уделяется достаточное внимание, несмотря на то, что при грамотной политике в области заключения договоров с поставщиками, можно добиться существенных отсрочек и таким образом, расширять объемы своего бизнеса. Например, поставщики зачастую идут на уступки в оплате продукции, но при этом устанавливают отдельные цены на свою продукцию. Определить стоимость кредиторской задолженности легко, если производить расчет по каждому из конкретных поставщиков. В процентах в годовом исчислении по каждому из них она будет равна отношению разницы между стоимостью ресурсов, приобретаемых в течение года с отсрочкой платежа, и стоимостью этих ресурсов на условиях оплаты по факту поставки к средней величине кредиторской задолженности. Данная величина будет сравниваться со стоимостью остальных источников, из чего и будет сделан вывод о привлекательности данного источника в дальнейшем.

Стоит отметить, что на раннем этапе в случае стабильного развития деятельности предприятия возможно появление таких источников расширения деятельности, как прибыль предприятия и банковские кредиты.

К сожалению, доступность такого источника как банковский кредит в России для малого бизнеса невысока. Это связано с несколькими причинами:

Во-первых, отсутствие твердого обеспечения по кредитам и то, что малому бизнесу, развиваясь на арендуемых площадях и оборудовании, сложно получить долгосрочный кредит, который бы позволил им уйти от такой схемы и снизить свои расходы.

Во-вторых, отсутствие кредитной истории или ее малый срок.

Третья причина, высокая непрозрачность малого бизнеса в связи с высокой налоговой нагрузкой (страховые взносы – 26% фонда оплаты труда, подоходный налог – 13%, НДС – 18%, налог на имущество, транспортный и прочие) делает риски его кредитования еще выше и многим предприятиям приходится отказывать в кредите, несмотря на перспективность их проектов.

Кроме того, государство, заинтересованное в развитии малых предприятий, оказывает некоторые виды поддержки в их финансировании:

  • прямое субсидирование деятельности – обычно осуществляется в небольших объемах в форме грантов или по конкурсу через Фонды поддержки и развития малого предпринимательства;
  • субсидирование процентов по полученным или погашенным кредитам банков в части ставки рефинансирования (также предоставляется по конкурсу);
  • предоставление поручительств и гарантий по кредитам предприятий с недостаточным залоговым обеспечением;

Две последние формы поддержки не являются финансированием в чистом виде, а лишь помогают малому бизнесу в получении финансовых ресурсов через стандартные каналы.

3-й этап. На данном этапе развития предприятия уже могут рассчитывать на получение более долгосрочных инструментов финансирования деятельности – это более «длинные» банковские кредиты, а также лизинг. Несмотря на более высокую стоимость источника, преимуществом лизинга для предприятий перед кредитованием становится возможность отнесения лизинговых платежей на расходы фирмы, длительный срок предоставления ресурсов. Крупные лизинговые компании могут приобретать необходимое оборудование за рубежом или у поставщиков на более выгодных условиях, что вполне может нивелировать разницу в процентах между кредитом банка и лизинговыми платежами. Однако и данный инструмент в российской специфике не всегда приемлем для малого бизнеса. В основном данная проблема связана с режимом налогообложения малых предприятий, находящихся в большинстве своем на специальных режимах налогообложения и не имеющих возможность принятия к вычету НДС, включаемый в лизинговые платежи.

4-й этап. В отдаленной перспективе и с развитием фондового рынка России любой бизнес сможет получить в свои руки и такой инструмент финансирования, как заимствования на рынках капитала.

Таким образом, финансовое обеспечение малого бизнеса на текущий момент во многом зависит от возможностей самого малого бизнеса. Несмотря на существующие государственные программы поддержки и развитие банковского кредитования в сегменте малого и среднего бизнеса, доступность таких ресурсов остается очень невысокой.

Литература:

  1. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 272 с.
  2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.
  3. Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса - 2009г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  4. Панин А., Молвинский А. Как финансировать текущую деятельность// Финансовый директор, - 2008. - № 3
  5. Селищев А.С. Деньги, Кредит, банки.- С-Пб.: Изд.дом «Питер», 2007. – 645 с.
  6. Стратегический план развития малого бизнеса в США на 2008 -2013 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}