Каталог статей |
К.э.н.,
доцент Гончарук А.Г.
Формирование организационного механизма управления эффективностью деятельности предприятийВ современных условиях хозяйствования, не имея возможностей для серьёзной инновационной деятельности, основной массе предприятий для достижения успеха целесообразно использовать политику ориентации на лучший опыт, именуемую в науке и практике бенчмаркингом. При этом важно учитывать опыт не только своих конкурентов по рынку, но также использовать лучшее из собственного опыта, обеспечивая его быстрое и точное выявление, изучение и адаптацию. Объединение внешних и внутренних источников совершенствования ускоряет процесс развития бизнеса. Однако, для достижения лидерства на рынке, такого двухуровневого подхода недостаточно. Необходим ориентир, источник улучшения, который бы позволил «прыгнуть выше» конкурентов на рынке. Поиск такого источника может иметь как региональный, так и функциональный аспекты и осуществляться, соответственно, на международном уровне среди компаний – мировых лидеров, работающих на зарубежных рынках, и межотраслевом уровне среди успешных организаций, функционирующих в других отраслях и сферах деятельности. Данное исследование направлено на формирование адекватного организационного механизма, обеспечивающего повышение эффективности предприятий за счет различных источников усовершенствования деятельности. Систематизируя существующие определения в контексте управления эффективностью предприятия, нами сформулировано понятие организационного механизма управления эффективностью деятельности предприятий как система методов, действий и взаимосвязей организационных единиц, в совокупности решающих основную задачу управления эффективностью. В качестве такой задачи мы рассматриваем обеспечение непрерывного и устойчивого роста эффективности деятельности предприятий. В основе формируемого механизма управления лежит бенчмаркинг, который мы определяем как метод управления эффективностью различных сфер деятельности (производства, сбыта, логистики, финансов, кадровой политики и др.), основанный на сравнительном анализе работы компании с лучшими представителями в своей отрасли или других отраслей, который заключается в оценке эффективности сравниваемых компаний, идентификации и изучении работы отраслевых лидеров и внедрении наилучших отраслевых практик в своей деятельности. Нами были выполнены следующие последовательные действия по выработке основных концептуальных и методологических положений исследования:
Как правило, небольшие предприятия не имеют возможности осуществлять процесс бенчмаркинга, что объясняется, с одной стороны, отсутствием необходимого персонала и ресурсов для его проведения собственными силами, с другой, дороговизной услуг специализированных организаций, осуществляющих консультирование по вопросам бенчмаркинга. В этой связи, целесообразно создание государственных отраслевых и региональных агентств по бенчмаркингу (рис. 1).
Рис. 1. Организационный механизм управления эффективностью деятельности предприятий Основные функции отраслевых агентств по бенчмаркингу (ОАБ) – оценка эффективности и ранжирование предприятий, нахождение фирм-эталонов и выработка рекомендаций предприятиям отрасли по перениманию лучшего опыта и повышению эффективности. Их финансирование целесообразно осуществлять за счёт бюджетных средств, выделяемых отраслевым министерствам. Контроль работы ОАБ и управление должны осуществляться соответствующими министерствами. Таким образом, реализация проекта ОАБ сделает бенчмаркинг доступным для любого предприятия как крупного, так и небольшого, и значительно повысит экономическую эффективность за счёт сокращения расходов предприятий на его проведение. В отличие от ОАБ, региональные агентства по бенчмаркингу (РАБ) не привязывается к какой-то отрасли, они отслеживает весь лучший опыт, существующий на вооружении фирм-лидеров в данном регионе, в других регионах страны и за рубежом, аккумулируя тем самым базы знаний и данных, которые могут быть полезными для реализации предприятиям региона. РАБ дает возможность и эффективно работающим предприятиям найти новые методы управления, которые ранее не реализовывались в их отрасли. Пользуясь базами знаний и данных РАБ, такие предприятия могут выйти на инновационный путь своего развития. Улучшая показатели эффективности своей деятельности, будучи отраслевыми лидерами, они повышают цели и задания, которые ставят перед собой и остальные предприятия отрасли, которые, благодаря системе ОАБ перенимают у них успешно реализованные инновации. Таким образом, сформированный на основе ОАБ и РАБ организационный механизм управления эффективностью деятельности предприятий позволит решить основную задачу – обеспечение непрерывного и устойчивого роста эффективности деятельности предприятий. |