Каталог статей

Пакулина И.С.
Государственный университет по землеустройству

Стратегия эффективного хозяйствования и землепользования аграрного предприятия

Под стратегией эффективного хозяйствования и землепользования нами понимается комплексный план мероприятий, необходимых для достижения поставленных перед организацией миссии и целей путем координации и распределения хозяйственных и земельных ресурсов организации.

В определении стратегии эффективного хозяйствования и землепользования (СЭХиЗП) мы особо выделяем земельные ресурсы в силу стабильной тенденции возрастания их значимости в активах организации.

Применение концепции стратегического управления позволяет аграрному предприятию добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной экономической и политической среды.

Эффективное землепользование является определяющей составляющей стратегии эффективного хозяйствования и землепользованиям аграрных предприятий региона в условиях глобализации, что позволяет оптимально использовать их ограниченные земельные ресурсы.

В условиях нестабильной внешней среды, в которой действуют российские аграрные предприятия, обусловленной мировым финансовым кризисом, глобализацией бизнес-процессов, стратегия экономического развития должна стать основой концепции государственного регулирования их деятельности. Государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо, что подтверждается обобщением накопленного опыта преобразований в зарубежных странах и в России. Анализ выявил, что сложившаяся тяжелая ситуация в продовольственном комплексе регионов России вызвана не только системным кризисом в национальной экономике, мировым финансовым кризисом, но и ослаблением государственного регулирования, что привело к диспаритету цен, диспропорциям производства и, как следствие, низким доходам сельскохозяйственных товаропроизводителей, значительному снижению эффективности функционирования предприятий и отрасли в целом.

В основу методологии аграрного реформирования необходимо положить институциональный подход, который нами понимается как система принципов преобразования аграрной сферы, направленных на изменение базисных составляющих ранее существовавшего аграрного строя, посредством учета специфики российских институтов-условий, воздействия через институты-факторы и посредством институтов-механизмов.

В современных условиях необходима разработка стратегии развития сельского хозяйства региона в виде развернутого плана устойчивого развития с указанием конкретных мероприятий по каждому инструменту его регулирования со стороны государства. Необходима корректировка аграрной политики государства с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе региона.

Проведенный в ходе выполнения исследования анализ выявил, что уровень рентабельности основных видов продукции в сельскохозяйственных предприятиях России в настоящее время падает. Возникает настоятельная необходимость научного обоснования стратегии развития отрасли, что позволит наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы ее предприятий, привлекать внешние ресурсы (аутсорсинг) для достижения поставленных целей.

Как и в предыдущие годы, в 2008 г. остались нерешенными вопросы формирования производственного потенциала, включая улучшение использования всех видов экономических ресурсов сельского хозяйства, наращивания экономического потенциала отрасли. Роль государства в совершенствовании управления сельским хозяйством состоит в создании устойчивой социально-экономической базы для развития всех форм собственности и хозяйствования, свободного аграрного предпринимательства, обеспечении взаимодействия условий и факторов эффективного функционирования агропромышленных систем и продовольственного комплекса на основе рационального использования ресурсов, потенциала земли, инвестиций и поддержки экологического равновесия в аграрной сфере регионов страны.

В сельском хозяйстве ухудшается материально-техническое обеспечение. Уменьшается общая посевная площадь хозяйств всех категорий, заметно уменьшились площади под кормовые культуры и площадь чистых паров. Наблюдается критическое для развития сельского хозяйства падение объемов внесения органических удобрений под сельскохозяйственные культуры. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы. Выявлена тенденция постоянного сокращения парка техники аграрных предприятий. Наблюдается тенденция сокращения работ по химической мелиорации в сельскохозяйственных организациях.

Проведенный в ходе исследования анализ выявленных основных тенденций развития сельского хозяйства позволяет сделать обобщающий вывод о том, что складывающаяся экономическая ситуация в сельском хозяйстве диктует необходимость научного обоснования стратегии эффективного хозяйствования и землепользования аграрного сектора региона. Необходима стратегическая ориентация на разных уровнях управления отраслью. Становление механизма стратегического управления экономической системой аграрного сектора региона должно быть направлено не на изменение структуры и поэлементного состава, а на изменение характера отношений, взаимодействий между структурными элементами механизма и их роли в процессе управления.

В 2010-2012 годы должна быть обеспечена стабилизация аграрного производства, завершено формирование основ рыночной инфраструктуры, созданы научные, технологические, организационные и экономические предпосылки для устойчивого развития сельского хозяйства и повышения его активности. За это время среднегодовые темпы производства должны составить 3-5 % в среднем за год. До 2015 года агропромышленное производство должно перейти на динамичное развитие с ежегодным приростом производства не менее 5-7 процентов. Следует стремиться к максимизации экономической эффективности отраслей и предприятий при соблюдении ограничений политического и социально-экологического, в том числе природопользовательского, характера.