Каталог статей

Муртазин А.С.
Пензенский государственный педагогический университет

Структура интеллектуального капитала

Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению работников, но и к «вооружению» их необходимыми знаниями. Человек обучается и развивается в процессе производства: повышается уровень его знаний, накапливается необходимый опыт, совершенствуются навыки. Следствием этого развития является совершенствование средств труда, прогресс науки, техники и технологий. Подобно тому, как средства, вложенные в производство, овеществляются в оборудовании, зданиях, образование как инвестиции в интеллектуальный капитал, «материализуются» в квалификационном уровне совокупной рабочей силы, действуют в процессе производства в течение длительного времени и в действительности играют не менее важную роль, чем капиталовложения в новую технику и в другие элементы основных производственных фондов.

Итак, кроме основных фондов, организация вкладывает деньги в «исследования, разработки и обучение – это еще одна форма долговременных инвестиций». [2]

Термин «интеллектуальный капитал» получил широкое распространение в начале 1990-х гг. и обозначал «сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке. При этом под знанием понимались патенты, процессы управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт». [4]

Некоторые авторы подразумевают под интеллектуальным капиталом не только научные кадры (интеллектуальную элиту), но и заводские марки, товарные знаки и даже активы, занесенные в бухгалтерские книги с указанием их исторической стоимости, которая за прошедшие годы многократно возросла (например, лес, купленный сто лет назад и превратившийся с тех пор в первоклассную недвижимость). По их словам, все эти активы ныне не фигурируют в балансовых отчетах, «так как их стоимость считается нулевой».

Другие исследователи распространяют понятие интеллектуального капитала и на такие факторы, как лидирующие позиции в области использования новых технологий, непрерывное повышение квалификации персонала и даже оперативность выполнения заявок клиентов на техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования.

На сегодняшний день существуют различные модели и теории интеллектуального капитала. По этой причине каждая модель уникальна и отражает специфику каждой отдельной компании. Вместе с тем, накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу ХХI века позволило определить общие подходы, выработать более или менее единую структуру интеллектуального капитала. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три основных составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский (потребительский) капитал. Каждая модель по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними.

Говоря о структуре интеллектуального капитала необходимо начать со схемы предложенной Х. Сент-Онжом из канадского коммерческого банка и структуры интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей «Skandia Value Scheme», разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia. Они разделяют интеллектуальный капитал на три части: человеческий, структурный и клиентский. Каждый из них – нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы компании. Надо заметить, что систематика Эдвинссона немного отличается от систематики Сент-Онжа. Эдвинссон рассматривает клиентский капитал как часть структурного капитала. Схема его классификации показана на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона

В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала не является собственностью компании. Структурный капитал — та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), интеллектуальной собственности и других неосязаемых активов и ценностей, которые обеспечивают способность компании к обновлению и инновациям. Процессный капитал представляет собой инфраструктуру компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).

Рисунок 2 – Структура интеллектуального капитала предложенная Хьюбертом Сент-Онжом

Большинство исследователей интеллектуального капитала пользуется схемой Сент-Онжа и помещают клиентский капитал на тот же уровень, что и человеческий и структурный, на том основании, что клиенты (потребители), так же как и работники компании не являются ее собственностью.

В отчете экспертной группы РИКАРДИС (RICARDIS) для Европейской комиссии интеллектуальный капитал определен как комбинация человеческого (organization’s Human), организационного (Organizational) и капитала отношений (связи с клиентами) (Relational). Он включает собственное знание служащих, способности, опыт; деятельность НИОКР, организационные программы, процедуры, системы, базы данных и права интеллектуальной собственности (IP права), а также все ресурсы связанные со внешними отношениями фирмы; например, со своими клиентами, поставщиками, партнерами по НИОКР. [7]

Рисунок 3 – Современная структура предприятия

Как мы ранее отмечали, существующие модели интеллектуального капитала в различных компаниях могут отличаться. Поэтому сложившаяся структура интеллектуального капитала, состоящая из трех основных элементов постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точно учесть нематериальные факторы роста стоимости.

Таким образом, суммируя существующие подходы к определению структуры интеллектуального капитала, можно дать характеристику его элементов. «Человеческий капитал – это способность предлагать неочевидные решения, он источник обновления и прогресса. Его главное предназначение – создание и распространение инноваций (продукта, технологии, системы или структуры управления)». [3] На микроуровне (уровне отдельной фирмы) человеческий капитал представляет собой присущий, трудовому коллективу отдельной фирмы определенный запас знаний, умений, навыков и опыта, а также связи между отдельными сотрудниками, дающие возможность решать поставленные перед фирмой задачи.

Структурный капитал является тем элементом интеллектуального капитала, который имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура. В. А. Супрун считает, что «структурный капитал – наличие нематериальных активов и проявление организационных способностей предприятия отвечать требованием рынка, возможность их многократного использования для создания новых ценностей». [3] Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Служа усилителем и мегафоном, структурный капитал организует, «упаковывает» человеческий капитал таким образом, чтобы его можно было вновь и вновь использовать для создания ценностей. [2]

Клиентский (в некоторых литературных источниках данный вид капитала определен как «потребительский») – это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

«Клиентский капитал служит оценкой отношений организации с потребителями ее продукции». [2] Важнейшими характеристиками клиентского капитала является постоянство и лояльность контрагентов, глубина и распространение взаимосвязей предприятия.

Хьюберт Сент-Онж выделяет такие характеристики клиентского капитала, как глубину (т.е. степень проникновения), ширину (т.е. степень распространения) и постоянство. Лейф Эдвинссон добавляет: «Это дает нам возможность рассчитывать на то, что наши клиенты будут и впредь отдавать нам предпочтение перед конкурентами». [6] Понятие клиентского капитала можно расширить за счет капитала, заключенного в отношения (контакты) с поставщиками, и назвать его «капиталом отношений». [2] Получается, что в отношениях с потребителями, интеллектуальный капитал превращается в конечный результат деятельности любой компании получение прибыли. Следовательно, клиентский капитал проще, чем другие составляющие интеллектуального капитала, поддается учету.

Наряду с человеческим, структурными и клиентским капиталом современные ведущие исследователи в структуре интеллектуального капитал выделяют следующие элементы:

  • инновационный капитал – это защищенные коммерческие права, интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы и ценности, которые обеспечивают способность компании к обновлению и инновациям;
  • индивидуальная компетентность – это способность людей действовать в различных ситуациях, включает в себя умения, образование, опыт, ценности, социальные навыки, другими словами, соответствие занимаемой должности, что в целом тождественно понятию человеческий капитал;
  • внутренняя и внешняя структура интеллектуального капитала (первая состоит из переменных фирмы) – цели, задачи, технологии, культура организации и т.п. Вторая состоит из связей с заказчиками и поставщиками, конкурентов, торговых марок, репутации и «имиджа»;
  • активы рынка – это нематериальные активы компании, определяющие ее положение на рынке – бренд, торговая марка, название, дистрибутивные каналы и различные благоприятные для компании соглашения и контракты;
  • активы интеллектуальной собственности определяются как интеллектуальная собственность, которая принадлежит компании и защищается законом.
  • активы инфраструктуры представляют собой интеллектуальные активы, обеспечивающие функционирование компании – философия управления, общая культура, процессы управления и бизнес-процессы;
  • гуманитарные активы – это используемые компанией интеллектуальные активы, прежде всего, знания, умения, которые принадлежат служащим фирмы; [5]
  • трудовые ресурсы – это индивидуальные интеллектуальные способности персонала, профессиональные знания и опыт (в т. ч. уровень образования и квалификации), уровень инновационной активности и прочие результаты длительного (происходящего в течение всей жизни) процесса интеллектуальной деятельности конкретных личностей, составляющих основу кадрового состава предприятия; [1]
  • информационно-интеллектуальные ресурсы – это совокупность научно-производственных, финансовых, маркетинговых, организационно-управленческих, кадровых, информационно-технологических, информационно-управленческих, юридических и других идей, методов, инструментов, технологий и различных форм существования информации, полученных в результате интеллектуального труда сотрудников предприятия и обуславливающих возникновение ее конкурентных преимуществ;

Таким образом, можно сказать, что в рассмотренных моделях больше общего, чем различий. Большинство исследователей признают наличие самостоятельных элементов интеллектуального капитала — человеческого, структурного, клиентского (потребительского), как бы они ни назывались. В целом нужно отметить, что интеллектуальный капитал не складывается из отдельных частей: человеческого, структурного, клиентского, он создается в результате их взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом:. – М.: Омега-Л, 2007. – 552 с.
  2. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. – М.: Поколение, 2007. – 368 с.
  3. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХI веке. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с.
  4. Логачев В., Жернов Е. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. 2006. №9. С. 36–41.
  5. Brooking A., Motta E. A / Taxonomy of Intellectual Capital and Methodology for Auditing It/17th Annual National Business Conference, McMaster University, Hamilton, Ontario, Canada. January 24-26, 1996.
  6. Edvinsson, L. and Malone, M.S. (1997) Intellectual Capital: Realizing your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower, Harper Business, New York, NY.
  7. Reporting intellectual capital to augment Research, Development and Innovation in SMEs. – Report to the Commission of the High Level Expert Group on RICARDIS. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2006. – 164 pp.