Каталог статей |
Муртазин
А.С.
Структура интеллектуального капиталаСовременное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению работников, но и к «вооружению» их необходимыми знаниями. Человек обучается и развивается в процессе производства: повышается уровень его знаний, накапливается необходимый опыт, совершенствуются навыки. Следствием этого развития является совершенствование средств труда, прогресс науки, техники и технологий. Подобно тому, как средства, вложенные в производство, овеществляются в оборудовании, зданиях, образование как инвестиции в интеллектуальный капитал, «материализуются» в квалификационном уровне совокупной рабочей силы, действуют в процессе производства в течение длительного времени и в действительности играют не менее важную роль, чем капиталовложения в новую технику и в другие элементы основных производственных фондов. Итак, кроме основных фондов, организация вкладывает деньги в «исследования, разработки и обучение – это еще одна форма долговременных инвестиций». [2] Термин «интеллектуальный капитал» получил широкое распространение в начале 1990-х гг. и обозначал «сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке. При этом под знанием понимались патенты, процессы управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт». [4] Некоторые авторы подразумевают под интеллектуальным капиталом не только научные кадры (интеллектуальную элиту), но и заводские марки, товарные знаки и даже активы, занесенные в бухгалтерские книги с указанием их исторической стоимости, которая за прошедшие годы многократно возросла (например, лес, купленный сто лет назад и превратившийся с тех пор в первоклассную недвижимость). По их словам, все эти активы ныне не фигурируют в балансовых отчетах, «так как их стоимость считается нулевой». Другие исследователи распространяют понятие интеллектуального капитала и на такие факторы, как лидирующие позиции в области использования новых технологий, непрерывное повышение квалификации персонала и даже оперативность выполнения заявок клиентов на техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования. На сегодняшний день существуют различные модели и теории интеллектуального капитала. По этой причине каждая модель уникальна и отражает специфику каждой отдельной компании. Вместе с тем, накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу ХХI века позволило определить общие подходы, выработать более или менее единую структуру интеллектуального капитала. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три основных составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский (потребительский) капитал. Каждая модель по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними. Говоря о структуре интеллектуального капитала необходимо начать со схемы предложенной Х. Сент-Онжом из канадского коммерческого банка и структуры интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей «Skandia Value Scheme», разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia. Они разделяют интеллектуальный капитал на три части: человеческий, структурный и клиентский. Каждый из них – нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы компании. Надо заметить, что систематика Эдвинссона немного отличается от систематики Сент-Онжа. Эдвинссон рассматривает клиентский капитал как часть структурного капитала. Схема его классификации показана на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала не является собственностью компании. Структурный капитал — та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), интеллектуальной собственности и других неосязаемых активов и ценностей, которые обеспечивают способность компании к обновлению и инновациям. Процессный капитал представляет собой инфраструктуру компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).
Рисунок 2 – Структура интеллектуального капитала предложенная Хьюбертом Сент-Онжом Большинство исследователей интеллектуального капитала пользуется схемой Сент-Онжа и помещают клиентский капитал на тот же уровень, что и человеческий и структурный, на том основании, что клиенты (потребители), так же как и работники компании не являются ее собственностью. В отчете экспертной группы РИКАРДИС (RICARDIS) для Европейской комиссии интеллектуальный капитал определен как комбинация человеческого (organization’s Human), организационного (Organizational) и капитала отношений (связи с клиентами) (Relational). Он включает собственное знание служащих, способности, опыт; деятельность НИОКР, организационные программы, процедуры, системы, базы данных и права интеллектуальной собственности (IP права), а также все ресурсы связанные со внешними отношениями фирмы; например, со своими клиентами, поставщиками, партнерами по НИОКР. [7]
Рисунок 3 – Современная структура предприятия Как мы ранее отмечали, существующие модели интеллектуального капитала в различных компаниях могут отличаться. Поэтому сложившаяся структура интеллектуального капитала, состоящая из трех основных элементов постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точно учесть нематериальные факторы роста стоимости. Таким образом, суммируя существующие подходы к определению структуры интеллектуального капитала, можно дать характеристику его элементов. «Человеческий капитал – это способность предлагать неочевидные решения, он источник обновления и прогресса. Его главное предназначение – создание и распространение инноваций (продукта, технологии, системы или структуры управления)». [3] На микроуровне (уровне отдельной фирмы) человеческий капитал представляет собой присущий, трудовому коллективу отдельной фирмы определенный запас знаний, умений, навыков и опыта, а также связи между отдельными сотрудниками, дающие возможность решать поставленные перед фирмой задачи. Структурный капитал является тем элементом интеллектуального капитала, который имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура. В. А. Супрун считает, что «структурный капитал – наличие нематериальных активов и проявление организационных способностей предприятия отвечать требованием рынка, возможность их многократного использования для создания новых ценностей». [3] Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Служа усилителем и мегафоном, структурный капитал организует, «упаковывает» человеческий капитал таким образом, чтобы его можно было вновь и вновь использовать для создания ценностей. [2] Клиентский (в некоторых литературных источниках данный вид капитала определен как «потребительский») – это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании. «Клиентский капитал служит оценкой отношений организации с потребителями ее продукции». [2] Важнейшими характеристиками клиентского капитала является постоянство и лояльность контрагентов, глубина и распространение взаимосвязей предприятия. Хьюберт Сент-Онж выделяет такие характеристики клиентского капитала, как глубину (т.е. степень проникновения), ширину (т.е. степень распространения) и постоянство. Лейф Эдвинссон добавляет: «Это дает нам возможность рассчитывать на то, что наши клиенты будут и впредь отдавать нам предпочтение перед конкурентами». [6] Понятие клиентского капитала можно расширить за счет капитала, заключенного в отношения (контакты) с поставщиками, и назвать его «капиталом отношений». [2] Получается, что в отношениях с потребителями, интеллектуальный капитал превращается в конечный результат деятельности любой компании получение прибыли. Следовательно, клиентский капитал проще, чем другие составляющие интеллектуального капитала, поддается учету. Наряду с человеческим, структурными и клиентским капиталом современные ведущие исследователи в структуре интеллектуального капитал выделяют следующие элементы:
Таким образом, можно сказать, что в рассмотренных моделях больше общего, чем различий. Большинство исследователей признают наличие самостоятельных элементов интеллектуального капитала — человеческого, структурного, клиентского (потребительского), как бы они ни назывались. В целом нужно отметить, что интеллектуальный капитал не складывается из отдельных частей: человеческого, структурного, клиентского, он создается в результате их взаимодействия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|