Каталог статей

К.э.н. Г.Д.Аманова
АО «Финансовая академия» г.Астана РК

Информационное обеспечение в экономическом анализе

Эффективное управление хозяйственной деятельностью организации в условиях рыночной экономики невозможно без информационного обеспечения. Формируемая финансовая политика и принимаемые на ее основе решения напрямую зависят от уровня и качества информационного обеспечения.

С развитием информационных систем и технологий информация играет все большую роль и приобретает большое значение в управлении хозяйственной деятельностью организации.

Информация в условиях рыночной экономики становится одним из важнейших ресурсов производства, от своевременного получения и использования которого в решающий мере зависят выбор эффективного направления развития, минимизация коммерческих и финансовых рисков, своевременность корректировки планов развития, принятие научно-обоснованных правильных управленческих решений, которые оказывают определяющее влияние на улучшение социально-экономического положения организации.

В аналитической литературе встречаются определения термина «информационное обеспечение». По мнению Ю.А. Чернегова и В.А. Михайлова под ним понимается:

«во-первых, органически взаимосвязанная совокупность элементов, взаимодействие которых организовано определенным образом в единую технологию, реализующую правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями управления;

во-вторых, сведения, знания, предоставляемые потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей, и соответствующим образом обработанная информация;

в-третьих, это одна из составляющих современных автоматизированных информационных систем, рассматриваемая, с техническими, программными и другими видами обеспечения, а также процесс предоставления информации отдельным лицам или группам - пользователям информационных систем в соответствии с их информационными потребностями» [1, с.42]

Краткое и более верное, на наш взгляд, это понятие определяет В.А. Чернов.

«Информационное обеспечение, пишет он, это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанной на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде» [2, с.26].

«Выйти на качественно новый уровень принятия управленческих решений, пишет В.И.Дибердеев, – позволяет информационное обеспечение деятельности управленческих структур» [3, с.45]

Руководители нуждаются в информации, которая поможет им при принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, цену товара, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых предприятием. Держателям акций необходимо иметь сведения о стоимости их капиталовложений и прибыли, которую они обеспечивают. Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о способности фирмы выполнять принятые финансовые обязательства. Статистические органы также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о сбытовой деятельности, прибылях, капиталовложениях, запасах товаров, выплачиваемых дивидендах, доле прибылей, поглощаемой налогообложением. Кроме того, Управление внутренних поступлений бюджета нуждается в получении информации о сумме прибылей, которая подлежит налогообложению. Все перечисленные виды информации необходимы для выработки политики управления экономикой.

«Создание рационального потока информации пишут, - авторы учебника «Теория экономического анализа», - должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования и противоречий в первичной информации; оперативность информации, обеспечивающаяся применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ; всесторонняя обработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производственных показателей; возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для конкретных целей» [4, с.49-50].

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая по своим функциям в процессе управления подразделяется на плановую, оперативную, бухгалтерскую и статистическую.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

При проведении анализа широко используется техническая, технологическая и другая информация. Кроме того, при изучении отдельных вопросов анализа привлекаются внеучетные данные.

Перспективный анализ как разведка будущего может быть ориентирован на установление значений конкретных производственных показателей, прогноз поведения предприятия на определенный будущий период: суток, декаду, месяц, квартал, год и т.д. Поэтому различают: анализ текущей перспективы (смена, сутки); анализ ближайшей перспективы (квартал, год); анализ среднесрочной перспективы (два-три года) и анализ долгосрочной перспективы (пять лет и более).

Формирование данных о рынке сбыта дает возможность оценить ожидаемый спрос на товары или услуги, которые будут предложены потребителям. Для сбора такой информации можно пользоваться услугами специализированных исследовательских организаций, но чаще всего исследования проводятся самими сотрудниками предприятия. Помимо специально организованных обследований рынка целесообразно привлекать и готовую информацию, публикуемую в периодической печати: статьи в отраслевых и научных журналах, данные статистических сборников и бюллетеней, справочные сведения. Собранные материалы будут в дальнейшем использоваться для разработки одного из разделов разрабатываемого документа – плана маркетинга.

Сведения технологической или производственной направленности дают представление об основных особенностях производства будущей продукции либо предоставления услуг. Они позволяют выявить требования к организации производства, перечень необходимых технологических операций и целесообразность привлечения, для их выполнения субподрядчиков, современные виды необходимого оборудования, сырья, материалов и упаковок. С помощью такой информации определяется необходимый контингент специалистов и требуемая квалификация производственного персонала, требования к производственным помещениям. Все эти сведения также в дальнейшем будут отражены в бизнес-плане.

Информация о внешней среде дополняется сведениями о потенциальных возможностях, предоставляемых рынком для осуществления определенных видов деятельности. Эти сведения сопоставляются с данными об имеющихся материальных, технических, кадровых и финансовых ресурсах предприятия. Далее задача заключается в том, чтобы не только оценить целесообразность и существующие возможности реализации того или иного вида деятельности, но и использовать потенциальные возможности на 3,5 или 10 лет вперед. Для прогноза положения предприятия на рынке привлекается финансовая и оперативная отчетность предприятия. Очень эффективным источником информации являются различного рода опросы руководителей всех уровней и рядового персонала.

Это очевидно в сегодняшней практике организации учета, планирования и статистики на предприятии. Там постоянно пересматриваются формы документов, их содержание, организация документооборота, появляются принципиально новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются не только собственно требованиями учета или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости информационного обеспечения анализа и выработки управленческих решений.

Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, - это единство информации, поступает из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

Таким образом, информационная система экономического анализа, в том числе и перспективного его вида, должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности анализа.

Информационное обеспечение основывается на новейших достижениях науки и практики. Элементом совершенствования информационного обеспечения могут стать различные информационно - аналитические системы по поддержке принятия управленческих решений. А все изложенное выше будет способствовать обеспечению повышения эффективности управленческих решений, о чем свидетельствует деятельность предприятий, которая слагается из огромного количества совершившихся событий, что, в свою очередь, служит источником информации, основным потребителем которой является экономический анализ.

Литература:

  1. Чернегов Ю.А., Михайлов В.К.. Россия на пороге постиндустриального общества. //Проблемы информатизации. -2000. -№ 4. С.42
  2. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов /Под ред. Проф. М.И. Баканова – М: ЮНИТИ –ДАНА, 2003 -686 с
  3. Дибердеев В.И. Информационное обеспечение и управленческие решения. //Вопросы статистики. -2002. -№10. -С. 45.
  4. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.А. Теория экономического анализа: Учебник / под ред. М.И. Баканова – 5 –е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2005 г. – 536 с.