Каталог статей

к.э.н., доцент Садуакасова К.Ж.
Евразийский Национальный Университет, Казахстан

Государственное регулирование интеграционных процессов в агропромышленном комплексе Республики Казахстан

Агропромышленная интеграция это целенаправленный процесс: сближения интересов, укрепления производственно-хозяйственных связей и отношений участников воспроизводства сельскохозяйственной продукции, объединения в единый технологический процесс стадий и этапов воспроизводства сельскохозяйственной продукции, который осуществляется с помощью определенных организационных, экономических и правовых механизмов [1].

Влияние на аграрный рынок вертикальной интеграции проявляется в двух направлениях. С одной стороны, она воздействует на рынок сельскохозяйственного сырья (способствует сворачиванию убыточных отраслей и углублению специализации сельскохозяйственных организаций) а, с другой – на рынок готовой продукции, производимой из сельскохозяйственного сырья (ее доступность, потребительские свойства и соответствие требованиям спроса). Установлено, что вертикальная интеграция увеличивает совокупный объем выпуска и снижает цену конечной продукции. Потери общества, связанные со сворачиванием убыточных отраслей и сокращением числа видов продукции, предлагаемых на рынке, по крайней мере, частично компенсируются снижением цен, связанных с исключением двойной маржинализации [2].

Особую роль в позитивном развитии интеграционных процессов играет регулирующее воздействие государства. Наиболее эффективной и адекватной современной ситуации является стимулирующая и протекционистская политика государства по отношению к интеграции в АПК. Первоочередными задачами госрегулирования интеграционных процессов должны стать: обеспечение благоприятных правовых, организационных и экономических условий для формирования и функционирования интегрированных структур, поддержка инвестиционной и инновационной составляющей интеграционных процессов; обеспечение баланса экономических и социальных аспектов деятельности интегрированных формирований; обеспечение эффективного выхода интегрированных структур на международные рынки.

Для более качественного выполнения функций регулирования развитием интеграционных процессов на региональном уровне можно формировать в структуре Министерств сельского хозяйства РК, постоянно действующие отделы (рабочие группы) по интеграции в АПК, которые должны взять на себя решение методологических, организационных, информационных проблем развития интеграционных процессов.

Для осуществления более взвешенного и рационального регулирующего воздействия государства на развитие интеграционных процессов можно структурировать их участников по агрегированным группам: крупные частные интегрированные компании транснационального и государственного уровня; региональные средние и небольшие интегрированные формирования; ассоциации и союзы республиканского и регионального уровня. Меры государственного регулирующего воздействия по отношению к выделенным группам должны быть дифференцированы.

Для группы лидеров государственного уровня они должны включать меры, обеспечивающие эффективный выход интегрированных структур на макроэкономический уровень, в глобальное экономическое пространство. Государство должно стимулировать социально ориентированное поведение этих компаний. Для региональных интегрированных формирований средних и небольших размеров необходима реализация системы мер, стимулирующих их развитие до уровня лидеров, если не по объемам производства, то по эффективности хозяйствования, в том числе: поддержка внедрения инновационных технологий; создание инфраструктурных организаций агропромышленного комплекса. Социально ориентированная деятельность таких компаний должна носить адресный характер и охватывать, в первую очередь, работников этих организаций и членов их семей.

Региональные интегрированные формирования, созданные с участием государства и неплатежеспособных организаций по мере улучшения экономических и финансовых показателей должны трансформироваться в смешанные, а затем частные предпринимательские структуры. По мере реализации антикризисных мер, государству необходимо освобождаться от несвойственных ему функций занятия бизнесом, при этом могут быть использованы механизмы аренды, выкупа, безвозмездной передачи [3].

В рамках предпринятого правительством расширения программно-целевого подхода необходимо, чтобы развитие интеграционных процессов, усиление их инвестиционной и инновационной составляющей было сформулировано, как важнейшее направление государственной программы по развитию АПК.

Необходимо усилить роль ассоциаций и отраслевых союзов в развитии АПК. При разработке перспективных программ социально-экономического развития, государственных программ, отраслевых концепций развития отдельных отраслей необходимо в полной мере учитывать предложения и прогнозные разработки ведущих отраслевых союзов и ассоциаций.

Литература

  1. Козлов.Ю.М. Пути решения экономических проблем устойчивого развития сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1995, №3, с.12.
  2. Сыздыков Б. Экономические методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства Казахстана. Алматы, изд. ТОО «R-Com»,2002, с.92.
  3. Кантуреев М.Т. Проблемы повышения эффективности агропромышленного производства Казахстана //Автореферат на соискание ученой степени д.э.н., Алматы 2009.