Каталог статей

Наукенова А.Г., соискатель, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар

Процесс воспроизводства трудового потенциала региона в современных условиях

Процесс воспроизводства трудового потенциала региона включает поддержание и непрерывное возобновление способностей людей к труду, количественный и качественный рост трудовых ресурсов, использование и распределение их по сферам приложения труда. Следует отметить, что раннее в литературе процесс воспроизводства трудового потенциала трактовался как обеспечение роста численности работников, занятых в народном хозяйстве, или отождествлялся с планомерной подготовкой, распределением и использованием квалифицированной рабочей силы. Результатом явилось отношение к человеку, как к одному из традиционных факторов общественного производства, а не как к главной производительной силе общества - субъекту, характеризующемуся определенными потребностями и возможностями, обусловленными характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, образованием, профессионализмом, творческими способностями, нравственностью и т.д. Поэтому долгое время в системе управления доминировали авторитарные методы, обусловленные политическим режимом, при котором человеку отводилась роль «винтика» в общем механизме.

Что касается отдельных стадий процесса воспроизводства трудового потенциала, то в данном вопросе среди ученых-экономистов также не существует единого мнения. Ряд авторов при рассмотрении фаз воспроизводства трудового потенциала используют методологию исследования общественного продукта, разработанную К. Марксом. В соответствии с ней воспроизводство рабочей силы находится во взаимосвязи с воспроизводством общественного продукта. Рабочая сила формируется в процессе потребления части общественного продукта, а используется в процессе его производства. По аналогии со стадиями воспроизводства общественного продукта выделяются следующие фазы воспроизводства трудового потенциала: формирование (производство), распределение, перераспределение, обмен, использование (потребление) [1].

Исследуя развитие трудового потенциала, в том числе на уровне отдельных регионов, за исходную следует принять стадию его формирования. Исключительная важность этой фазы в процессе воспроизводства заключается в том, что для сбалансированного развития региона необходим трудовой потенциал, количественно и качественно соответствующий потребностям региональной хозяйственной системы, ее производственному и научно-техническому потенциалу.

Формирование трудового потенциала можно определить как процесс постоянного его возобновления в совокупности количественных и качественных свойств. Условия формирования трудового потенциала на уровне страны и отдельного региона существенно различаются. Это обстоятельство влечет за собой дифференциацию источников формирования трудового потенциала на том или ином уровне. Так, трудовой потенциал страны пополняется за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, а также межгосударственного движения населения и улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов. На уровне отдельного региона процесс воспроизводства трудового потенциала заметно усложняется, принципиальное значение приобретают миграционные источники формирования трудового потенциала. Соответственно, усложняется структура контингентов, формирующих трудовой потенциал.

Особое место в системе общественного воспроизводства занимает проблема рационального распределения, перераспределения и использования трудового потенциала. Эффективность реализации имеющего трудового потенциала региона, по нашему мнению, определяется при помощи ряда показателей, среди которых важным является величина активной части в общей численности трудоспособного населения. За последние годы в Казахстане отмечается тенденция ежегодного увеличения экономически активного населения и удельного веса занятого населения. Так, в 2008 году уровень экономически активного населения составлял 70,9% при уровне занятости 93,1%. В то же время постоянно снижается численность безработных, несмотря на кризис, безработица снизилась с 8,1% в 2007 году до 7,3% в 2008 году [2-с.97]. Ниже средней по республике занятость демонстрируют Кызылординская и Мангыстауская области. Отмеченное выше позволяет охарактеризовать ситуацию в сфере занятости как позитивную, однако сегодня требуются коренные преобразования в части улучшения качества рабочей силы.

Говоря о показателе трудовой активности населения, следует отметить, что, чем меньше запас трудового потенциала (не вовлеченных в процесс труда и не реализуемых способностей к труду), тем выше должен быть эффект его использования. Занятость - это общественно-экономические отношения, в которые вступают между собой люди по поводу участия в общественно полезном труде на том или ином рабочем месте. Трактовки структуры занятости и определяющих ее факторов отечественными экономистами неоднозначны. Так, российский ученый Саруханов Э.Р. считает, что структура занятости формируется как количественное и качественное соотношение в распределении трудоспособного населения между различными отраслями и сферами народного хозяйства, а также внутри отраслей, по видам работ и т.п. [3-с.46].

Сложившаяся структура занятости возникает из условий ее формирования в той или иной стране - из командно-административной системы вытекает одна структура производства и занятости, а из саморегулируемой рыночной экономики, на которую при необходимости оказывает влияние государство - другая. К факторам, влияющим на занятость населения, можно также отнести государственную политику на рынке труда, активность профсоюзов, уровень жизни населения, темпы естественного прироста трудовых ресурсов, миграцию. Кроме того, по мнению Р. Лэйарда, структура занятости зависит от уровня пособий по безработице, объема программ переквалификации, других видов помощи безработным, и от того, как предприниматели координируют заработную плату [4-с.47].

Анализ формирования структуры занятости населения на региональном уровне предполагает выявление специфических, свойственных тому или иному региону, условий и факторов, их определяющих. Говоря об особенностях занятости населения, не следует упускать из виду ее социальный характер. Дело в том, что люди испытывают потребность не только в увеличении доходов, но и в самовыражении через общественно полезную деятельность. В этой связи недопустимо сводить занятость только к согласованию спроса и предложения рабочей силы, ликвидации безработицы. Наряду с удовлетворением потребностей предприятий и организаций в рабочей силе соответствующего количества и качества, государственная политика в области занятости должна учитывать приоритетность тех или иных сфер общественно полезной деятельности, особенности трудовой мотивации, выбора профессии и места работы и т.д.

В эпоху административной системы, когда главным было обеспечение полного вовлечения трудоспособного населения в общественное производство, произошел отрыв формальной полной занятости от эффективной. В стране был высокий уровень занятости, на момент распада Советского Союза в экономике было занято 85% трудоспособных. Эта занятость достигалась в ущерб реальному эффективному использованию трудовых ресурсов. Практически не учитывались экономические интересы работников, что вело к понижению инициативы и ответственности грудящихся. На наш взгляд, противоречие между полной и эффективной занятостью состоит в том, что они представляют разные стороны занятости как явления. Полная занятость обеспечивает формальное гарантированное право на труд, но не означает его реальное, эффективное использование. В свою очередь, эффективное использование трудовых ресурсов не предполагает формальной всеобщности труда.

Вместе с тем, противоречие между полной и эффективной занятостью разрешается не через уничтожение одной из противоположных сторон, а через их синтез на новом уровне. Если при нехватке рабочих мест о полной занятости не может быть и речи, то при их избытке полная занятость не становится эффективной. Большинство экономистов считает целесообразным определять эффективность занятости населения при помощи системы показателей, опробованных на практике [5].

Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе, и какими путями достигается полная занятость. С повышением производительности общественного труда появляется больше материальных предпосылок для создания новых рабочих мест, повышения квалификации кадров, учета специфики условий труда и быта различных групп населения. Во-вторых, это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он выражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает либо потребность общественного хозяйства в работниках, либо уровень доходов населения. Высокий уровень занятости в этом случае означает ее низкую эффективность, т.к. в первом случае, занятость не обеспечивает достаточный уровень производительности труда, а в другом - приемлемый уровень оплаты.

В-третьих, важным показателем эффективности занятости является структура разделения работающих по отраслям народного хозяйства, которая представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий. Существующая в настоящее время отраслевая структура занятых в Казахстане свидетельствует о недостаточной эффективности использования трудового потенциала страны, так как соотношение между работниками высшей, средней и низкой квалификации, среди лиц умственного и физического труда нарушено. В составе лиц умственного труда низка доля технических исполнителей. Отраслевая структура занятых деформировалась в период приватизации, перехода к рыночным отношениям, когда некоторые предприятия не работали. Профессионально-квалификационную структуру рабочей силы изменили также миграция людей в Казахстан из соседних республик. Системный кризис мировой экономики добавил проблем. В период реформирования экономики произошло сокращение численности работающих в науке, наукоемких и социально ориентированных отраслях промышленности.

Свидетельством недостаточной эффективности существующей системы занятости является наличие дополнительной занятости населения, основной причиной распространения которой является сравнительно низкий уровень оплаты труда. В странах Евросоюза данные ежегодных статистических обследований выявили, что лишь 3% из числа опрошенных в 2006 г. были заняты более чем на одной работе. Вторичная занятость в этих странах играет значительную роль лишь для некоторых немногочисленных групп работников [6]. В Казахстане прирабатывают многие сотрудники сферы образования, здравоохранения, услуг. Кроме того, имеет место избыточная занятость на предприятиях всех форм собственности. На наличие избыточной занятости указывают руководители предприятий при опросах и обследованиях.

На начало 2009 года в уполномоченных органах по вопросам занятости в Павлодарской области на учете состояло 18542 безработных, в течение года дополнительно обратилось 799 человек. За последние 5 лет реализации Закона «О государственной адресной социальной помощи» в регионе число обратившихся за регистрацией в органы занятости превысило аналогичные показатели предыдущих лет на 43 %. В первом полугодии прошлого года наибольший уровень фиксированной безработицы наблюдался в конце апреля, достигший в области 6,9 % [2-с.98].

Для снижения напряженности были приняты меры по развитию рынка труда. В конце года уровень фиксированной безработицы составил 6,4 %. Главной задачей стало содействие занятости малообеспеченным категориям граждан. Прежде всего, были приняты меры по увеличению действующих рабочих мест, ответственность возлагалась на все исполнительные органы области – отраслевые департаменты, Акиматы городов, районов. По итогам года в области создано 12163 новых рабочих мест. Вместе с тем, следует отметить, что на местах пока еще не налажено взаимодействие исполнительных органов с работодателями. Из общего числа новых рабочих мест только 698 предоставлено зарегистрированным безработным.

В истекшем году Акиматом области большое внимание уделялось организации общественных работ как форме обеспечения временной занятости безработного. Нами было определено, что приоритетное право участия в общественных работах должно быть предоставлено получателям адресной социальной помощи. Дальнейшее развитие получили активные формы занятости: на общественные работы было направлено 9362 человека, на профессиональную подготовку и переподготовку – 1238 человек. В целях социальной поддержки безработных из целевых групп населения по договорам с работодателями организованы социальные рабочие места, на которые трудоустроено 1035 человек. В среднем продолжительность участия безработных в общественных работах по области составила 2 месяца, что не повлияло на значительное снижение числа безработных – получателей адресной социальной помощи.

Для реализации новой системы формирования социальной политики и улучшения целенаправленности социальной поддержки были приняты меры по созданию мониторинговой информационной системы исследования уровня жизни населения. На сегодня органы социальной защиты и занятости населения оснащены необходимой компьютерной техникой. Однако система в сфере социальной защиты не работает, соответственно не проводится глубокий анализ работы с малообеспеченными категориями, не определяется их состав по образованию возрасту, потребности в государственной поддержке для обеспечения самостоятельной занятости, трудовой деятельности и другим параметрам, необходимым для планирования работы органов социальной защиты. В сельских регионах затягивается создание банка данных зарегистрированных безработных.

Говоря о региональном рынке труда, следует, прежде всего, отметить то, что он представляет собой сферу взаимодействия продавцов (работников) и покупателей рабочей силы (работодателей) на данной территории, в процессе которого формируются спрос и предложение рабочей силы из различных профессионально-квалификационных групп. Рынок труда является важнейшим элементом системы региональных рынков и находится в тесной взаимосвязи с ними. Являясь сложной социально-экономической системой, региональный рынок труда оказывает существенное влияние на ряд процессов, протекающих в сфере трудовых отношений. Механизм взаимного влияния существующего рынка труда и процесса воспроизводства трудового потенциала региона показан на рисунке ниже.

В структуре рынка труда выделяют три группы элементов: 1) субъекты (работодатели и наемные работники); 2) составляющие механизма воспроизводства трудового потенциала (спрос, предложение, цена труда, конъюнктура, конкуренция); 3) инфраструктура рынка труда (есть различных структур содействия занятости).

Соотношение спроса и предложения на региональном рынке груда во многом определяется системой рабочих мест, развитостью рынка жилья, а также находится под воздействием ряда экономических, демографических, правовых, организационных, социальных, географических факторов. Являясь основными параметрами рынка труда, спрос и предложение оказывают существенное влияние на воспроизводство трудового потенциала региона посредством внесения некоторых корректив в механизм его воспроизводства. И, если на процесс воспроизводства населения и формирование личных качеств работников рынок труда оказывает лишь косвенное влияние, то такие характеристики работников, как уровень образования, профессионализма, квалификации, уровень занятости напрямую зависят от требований рынка труда. С другой стороны, особенности трудового потенциала региона оказывают воздействие на спрос рабочей силы в том случае, если количество и качество имеющихся трудовых ресурсов по каким-то причинам не устраивают работодателей. В этом случае на работу принимаются специалисты более низкой квалификации с перспективой дальнейшего переобучения или переподготовки.

Исследуя региональный аспект рынка труда, следует отметить, что последний испытывает на себе воздействие как рынка труда РК, так и СНГ. Кроме того, есть специфические региональные факторы. На наш взгляд, особенностями занятости и рынка труда РК, являющимися типичными для всех регионов страны и определяющими специфику воспроизводства трудового потенциала, являются следующие:

  1. Занятость населения в республике обусловливается существование скрытой безработицы, недостаточной гибкостью системы профессионального образования, низким качеством медицинского обслуживания в регионах.
  2. В развитии рынка труда доминирует стихийное начало, перераспределение рабочей силы по видам деятельности осуществляется не планово, имеет место перемещение из формального в неформальный сектор экономики.
  3. В результате снижения объемов производства на предприятиях, структурной перестройки экономики имел место избыток рабочей силы по ряду профессий, а в настоящее время, наоборот, ощущается нехватка рабочих и специалистов в некоторых отраслях экономики.
  4. Формирование, распределение и использование трудового потенциала в регионах РК зависит от таких факторов, как демографическая база, наличие природных ресурсов, экономический потенциал, специализация и комплексность хозяйства, развитость инфраструктуры, инвестиционная активность и привлекательность территории.

Литература:

  1. Мельдаханова М. Обеспечение конкурентоспособности Казахстана в сфере занятости и на рынке труда // Труд в Казахстане. – 2006. -№8. – С.2-5.
  2. Регионы Казахстана. Статистический сборник. Агентство РК по статистике. Астана: 2009.- 398с.
  3. Саруханов Э.Р. Рынок труда и рынок занятости: противоречия определения и трактовки // Человек и труд. – 1999. - № 2. –С.49.
  4. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций. – М.: 1997. -118с.
  5. Асанова М. Оценка влияния прямых иностранных инвестиций на занятость населения РК // Труд в Казахстане. – 2006. -№ 7. – С.16-22.
  6. Карпова В. Искать работу … по карте // Известия. – 2009. – 1 апреля. – С.7.