Каталог статей |
Дмитренко И.С.
Моделирование спроса и потребления в маркетинге в практических задачах по курсу исследования операцийОсновными задачами и функциями маркетинга является управление рыночной системой производственной и сбытовой деятельности предприятия, при которой в основе принятия хозяйственного решения лежит рыночная информация, а обоснованность решений проверяется рынком в ходе реализации товаров и услуг. При таком подходе начальным пунктом всего цикла предпринимательской деятельности становится изучение потребительского спроса. Данная работа посвящена задачам моделирования спроса и потребления в маркетинге, которые рассматриваются в качестве учебных обучающих примеров в курсе исследования операций. Уровень удовлетворения материальных потребностей общества можно выразить целевой функцией потребления , где вектор включает разнообразные виды товаров и услуг. Свойства этой функции удобно изучать, используя геометрическую интерпретацию уравнений , которые в маркетинге носят название кривых безразличия, представляя собой линии уровня целевой функции. Среди основных свойств целевой функции, учитывающихся при построении соответствующих математических моделей, стоит выделить следующие свойства:
В качестве примера приведем квадратичную целевую функцию потребления для трех агрегированных групп товаров, построенную на основе обработки данных бюджетной статистики (пример взят из [2]):
где параметр a обозначает число детей в семье, y1- потребление продуктов питания, y2- потребление промышленных товаров, y3- потребление платных услуг. На практических занятиях в высшей школе, естественно приводить примеры, имеющие хорошую наглядную геометрическую интерпретацию и допускающие применение классических методов математического анализа. Рассмотрим один из примеров, иллюстрирующий рассмотренную маркетинговую модель, в двухмерной постановке. Уровень удовлетворения материальных потребностей некоторой семьи характеризуется целевой функцией потребления где - потребление продуктов питания, - потребление промышленных товаров, включая услуги. Составить функции спроса на товары I и II группы от дохода , считая доход переменным фактором, если цены на товары I и II группы остаются неизменными и равны и денежных единиц соответственно. Построить графики полученных функций спроса на товары I и II группы в зависимости от дохода . Выяснить, как изменится спрос на товары I и II группы, если доход семьи возрастет от до денежных единиц. Для решения задачи применим метод классической оптимизации - метод множителей Лагранжа. Составим функцию Лагранжа для данной задачи:
Необходимым условием экстремума функции Лагранжа является равенство нулю частных производных первого порядка по всем переменным:
Таким образом, на приобретение продуктов питания семья тратит в среднем 33% дохода, а на промышленные товары с услугами около 22% денежных единиц от общего дохода. Проведем геометрический анализ результатов решения. Построим графики полученных функций спроса на товары I и II группы в зависимости от дохода (рис.1). Рис 1. Построенные прямые, называемые кривыми Энгеля, характеризуют покупательский спрос в зависимости от дохода. В данном случае спрос на данный товар возрастает примерно пропорционально доходу, что характерно, например, для спроса на одежду, фрукты и др. Литература:
|