Каталог статей

Сагитова Г.К.
Казахский Экономический Университет им.Т.Рыскулова, Казахстан

Высшее образование Республики Казахстан в системе рыночных отношений

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. По результатам исследования 2010 года, который проводил центр по изучению мировой конкурентоспособности Международный институт развития менеджмента (IMD, Швейцария), Казахстан занял 33-е место, улучшив свои позиции на 3 пункта по сравнению с результатами рейтинга прошлого года.

Новая государственная образовательная парадигма, в рамках которой система образования Казахстана присоединилась к Болонскому процессу, предполагает создание единого образовательного пространства на всей территории Республики Казахстан и его интеграцию в общеевропейскую систему образования, а также пересмотр ключевых ориентиров, развитие фундаментальных междисциплинарных знаний в сфере образования, в том числе профессионального. Информатизация системы образования, которая заключается в широком применении во всех подсистемах и компонентах системы новейших информационных технологий, является одним из важнейших направлений реорганизации образования. Научно доказано, что овладение обществом современными информационными технологиями определяет возможности и темпы развития его интеллектуального потенциала, и, в конечном счете - роль и место в мировом сообществе. Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое. Эффективный процесс обучения сегодня уже не может быть реализован без использования технических средств, позволяющих полнее и глубже осваивать как базовые, так и профессиональные знания за счет имитации реальных условий. Применение с этой целью компьютерных обучающих систем призвано, в частности, разрешить противоречия между возрастающим объемом учебной информации и ограниченными сроками обучения, между его массовостью и индивидуализацией, а также создать условия для качественной фундаментальной подготовки. В казахстанском образовании в последние десятилетия также наблюдается достаточно активный интерес к использованию новых технологий в учебном процессе. Это требует больших финансовых вложений.

По данным информационного агентства Kazakhstan Today, финансирование образования в Казахстане за последние 10 лет выросло в 7 раз. В 2009 году бюджет образования, несмотря на кризис, вырос по сравнению с предыдущим годом на 10,7% и составил 709,9 млрд тенге (в 2008 - 627,3 млрд тенге). Тем не менее, наблюдается недостаточность финансирования реформ системы образования, которая привела к серьезному отставанию казахстанской высшей школы от западных высших учебных заведений в сфере информатизации образования. В последнее время все большее число исследователей обращают внимание на необходимость устранения данного разрыва и настаивают на вложении значительных финансовых и человеческих ресурсов в процессы информатизации.

С одной стороны, для Казахстана с ее неравномерной плотностью населения, внедрение новых форм обучения, образование так называемого открытого учебного пространства, представляет собой один из наиболее перспективных путей развития. С другой стороны, в настоящее время все больше европейских исследователей отмечают, что концепция открытого и доступного образования нацелена на обеспечение его коммерческой привлекательности для учебных заведений, а не на качество образования. При этом элитарное образование и по сей день использует преимущественно консервативные традиционные методы и формы обучения, которые доказывают свою состоятельность в подготовке специалистов со времен становления первых европейских университетов.

В подобных обстоятельствах для казахстанской системы образования как никогда важным является принцип разумной осторожности при проведении реформ в этой сфере. Его соблюдение не должно позволить высшей школе переориентироваться на методы и формы обучения, приносящие значительную прибыль за счет привлечения с использованием новых технологий большего числа студентов, однако при этом не дающих возможность обеспечить качество учебного процесса. Очевидно, что определенная часть знаний и опыта может быть получена исключительно на основе вербальных контактов студентов и преподавателей. Кроме того, в текущей ситуации многие казахстанские учебные заведения тратят финансовые ресурсы на информатизацию образования, не учитывая при этом реальную экономическую выгоду от таких вложений. В большинстве случаев данный факт связан с отсутствием адекватных инструментов управления информатизацией, рассмотрением отдельных учебных материалов и потребностей в применении информационных технологий без учета комплексности учебной программы, потенциального единства информационного пространства высшего учебного заведения. Между тем, управление формированием и преобразованиями информационного пространства является важнейшим аспектом для проведения процесса информатизации деятельности современного высшего учебного заведения.

Необходимо отметить, что современное состояние мировой системы высшего образования многие исследователи определяют как кризисное, поскольку все чаще в ходе образовательных реформ общество сталкивается с противоречиями между растущими потребностями в интенсификации процесса обучения и необходимостью его индивидуализации. Если обратиться к сравнительно недавнему периоду истории функционирования образовательной системы, то можно выделить как минимум два критических периода в развитии данной сферы во второй половине XX века.

В середине 60-х годов промышленно развитые страны пришли к заключению, что соревнование в их экономическом развитии имеет отношение к области развития науки и техники, а последнее в значительной степени предопределяется подготовкой граждан страны в системе профессионального образования. Именно это обстоятельство послужило первопричиной образовательных реформ в странах Запада и Японии в 60-70-е годы двадцатого столетия.

Вторая волна повышения внимания к проблемам образования со стороны общества и государства прослеживается в начале 80-х годов прошлого века. Данный период можно охарактеризовать сменой приоритетов совершенствования общества, когда был отчетливо осознан тот факт, что будущее развитие человечества не ограничивается лишь экономическим ростом, а определяется в большей мере уровнем культуры, интеллектуальным потенциалом и личностными качествами индивидуума.

Обращаясь к трудностям современной мировой системы образования в целом можно отметить, что для существующей экономической формации в странах с развитой экономикой характерными являются регулярные, зачастую кардинальные изменения в способах и технологиях производственной и хозяйственной деятельности, сопровождающиеся соответствующими новациями в организации и управлении, а, следовательно, и в образовательной деятельности. Так, с конца прошлого столетия и по 2020 год человечество переживает новую индустриальную волну, при которой преимущественной технологией развития является информационная технология: технология генерирования знаний, обработки информации и коммуникаций [«The Economist» (от 20 февраля 1999 г.)].

По мнению ряда исследователей, новой ситуации в сфере высшего образования, обусловленной особенностями современного уклада жизни мирового сообщества, присущи следующие основные черты.

Первое — интернационализация образования, которая осуществляется в форме обмена студентами, преподавателями и исследователями между высшими учебными заведениями разных стран, использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества. Кроме того, важным фактором интернационализации образования является возрастающее число студентов, обучающихся в зарубежных вузах. Можно отметить два аспекта интернационализации системы образования. С одной стороны, глобализация и усиление информационного потока расширяют сферу учебных знаний, вносят изменения в технологию преподавания и учебный материал. С другой — налицо зарубежные экспансии знаний на национальные рынки, отток национальных информационных ресурсов и ресурсов знаний, рассредоточение инновационного потенциала страны.

Второе — рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Помимо традиционных форм приема иностранных студентов на обучение появился новый сектор «большого бизнеса» в образовании, транснациональный. Он реализуется как оффшорные кампусы, франчайзинг учебных программ и виртуальное «on line»-образование. В данном секторе наблюдается интенсивный и широкий охват студентов за пределами страны-провайдера образования как в развивающихся, так и в высокоразвитых государствах. Сегодня в Казахстане обучается более 10,5 тыс. иностранных студентов из 45 стран. Более 25 тыс. казахстанцев самостоятельно обучаются в 30 странах мира. Лидерами этого направления образовательного бизнеса сегодня являются США, Великобритания и Австралия. Конкуренция обостряется также в результате появления все большего количества частных вузов на рынке образовательных услуг. В некоторых странах государственные системы образования защищают колледжи и университеты от конкуренции, однако все большее число мобильных студентов мигрируют к учреждениям, которые способны обеспечить более качественную их подготовку в профессиональной карьере. В настоящее время конкурентные стратегии казахстанских вузов зачастую направлены не на инновационный поиск, а на рекламные и ценовые конкурентные преимущества, что не ведет к повышению качества подготовки специалистов, а имеет результатом не всегда объективную мощную рекламную компанию.

Третье. Важной чертой развития образования является его глобальность. Высшее образование все в большей мере подвержено влиянию новых императивов в экономическом развитии, задаваемых глобализацией, к важнейшим компонентам которой относится ее информационная составляющая. Для информационной глобализации характерным является стремление к тотальному учету информационных ресурсов: знаний, технологий, культурных ценностей, выраженных в той или иной форме, позволяющей их обезличить, и, таким образом, отделить от автора. Именно последнее обстоятельство определило необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванную обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений профессионалов. Кроме того, дальнейшая либерализация мировой торговли приводит к включению сектора образования в международное правовое регулирование с позиции предоставления транснациональных услуг. Главным принципом такого регулирования является предоставление зарубежным провайдерам образования условий доступа на внутренний рынок той или страны, аналогичных тем, которые предоставлены национальным учреждениям и институтам. Этот принцип закрепляется в национальных законодательствах.

Четвертое. Значительно изменяются роль и функции государства в области образования. Многие страны осуществляют политику дерегулирования, передавая самим образовательным институтам больше прав и полномочий, что приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в системе образования в целом. Большинство вузов сталкиваются с проблемой финансирования своей деятельности, с необходимостью сокращения общих расходов либо за счет сокращения численности персонала, либо за счет уменьшения фонда оплаты труда. Наблюдается постепенный уход государства, как основного заказчика и инвестора, из сферы высшего образования. Государственный заказ носит неконкретный характер и предусматривает лишь число бюджетных мест для вуза, но не подготовку конкретных специалистов, востребованных в будущем экономическими субъектами и органами власти.

В качестве пятого фактора можно указать демографические изменения. С одной стороны, в Казахстанском высшем профессиональном образовании в 2006 году произошел рост числа студентов, а затем к 2010 году спад на 21% по отношению к уровню 2006 года. Складывающаяся ситуация с контингентами обучающихся означает, что в сфере профессионального образования Казахстана необходимо проведение серьезных структурных преобразований. С другой стороны, в мире происходит изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения. Многие потенциальные студенты стремятся получить образование без отрыва от основной деятельности, что требует изменения характера основной деятельности образовательных учреждений, особенно в части образовательных технологий. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Использование подобной системы кредитных часов способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании. В результате перед студентом открывается перспектива самостоятельного принятия решения о том что, в каких объемах и с какой практической целью изучать в том или ином вузе/стране и как самостоятельно строить свою учебную карьеру.

В нашей стране особая сложность ситуации в системе образования обусловлена еще и тем, что ее кризис имеет двойную природу. Во-первых, он является одним из проявлений глобального кризиса образования. Во-вторых — проходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса всего общественного устройства и государственных институтов. Социологические исследования, подготовленные по инициативе Программы развития ООН, убедительно показывают, что образование для Казахстанской молодежи сегодня является, прежде всего, средством для достижения более значимых позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью, в то время как качеству образования, наличию определенной академической школы в вузе и собственно образованности личности внимание не уделяется. Такая установка естественно не способствует нормальному воспроизводству интеллектуального капитала в обществе.

В последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального» общества к «информационному», в котором информация и знания выступают стратегическими ресурсами развития. Один их основоположников идеи «информационного» общества, американский социолог Д.Белл, называет теоретические знания и информацию «агентом трансформации постиндустриального общества». Ученый считает, что «подобно тому, как предприятие (фирма) было ключевым институтом в последние сотни лет благодаря его роли в организации массового производства товаров-вещей, университет или какая-либо другая форма институционализации знания будет центральным институтом в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания. Анализ научных публикаций по характеру воздействия революционных преобразований в развитии информационных технологий на современный мир позволяет также выделить фундаментальное исследование М. Кастельса, в котором он сформулировал целостную теорию информационной эпохи. «В новом способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание, как главный источник производительности». Таким образом, исследователи определяют новую роль информации и знаний в современном мире, которая диктует существование экономики, основанной на знаниях (экономика знаний). Среди ее особых характеристик необходимо выделить следующие:

  • информационность, означающая, что производительность и конкурентоспособность в рамках подобной экономической системы зависит от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях;
  • глобальные масштабы деятельности;
  • сетевой характер взаимодействия агентов в экономике.

Перспективы образования в подобном информационном обществе связаны с характерными чертами и особенностями всех сфер общественной жизни, как уже упоминалось выше, именно характеристики экономического уклада и уровень развития общества диктуют направления развития системы образования. Так, в аграрном обществе экономическая деятельность была связана с производством продуктов питания, при этом ограничивающим фактором являлась земля с ее плодородием, в индустриальном обществе главным было производство товаров, а ограничивающим фактором — капитал. В информационном же обществе основной экономической деятельностью является генерирование и применение информации для эффективного функционирования других форм производства, а ограничивающим фактором становится знание. Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в постиндустриальном обществе таковыми выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. «Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде». Образовательные технологии должны быть адекватны требованиям новой среды, обеспечивать формирование у обучающихся личных качеств и навыков для жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, что потребует пересмотра и радикального изменения содержания образования, в том числе и в области информатики. В настоящее время среди ученых и практиков есть общее понимание того, что основу новых технологий образования должны составить именно информационные технологии, средства информатики: компьютерная, аудио- и видеотехника. Средства информационных телекоммуникаций должны обеспечить возможность удаленного доступа участников образовательного процесса к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

Такая черта новой экономической системы, как превращение знаний в основное богатство, новый капитал в обществе, посредствам которого реализуется власть в экономической системе, оказывает принципиальное влияние на развитие образовательной системы. Отметим, что данная система, как неотъемлемая составная часть общественного организма, выполняет определенный социальный заказ, она перестраивается в соответствии с задачами создания, распространения и использования знаний для обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Образование является сложным социальным организмом, «главные функции которого — воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Как орган социума, образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само».