Каталог статей

К.э.н. Фаизова Э.Р.
Студент Хен С.
Жамбылский гуманитарно-технический университет, Казахстан

Анализ потенциала развития туризма в казахстане

В последние несколько лет туризм столкнулся с рядом проблем, к числу которых можно отнести снижение расходов на путешествия в связи с экономическим кризисом, терроризм, повышение цен на топливо. Однако, индустрия туризма до сих пор остается во всех странах мира отраслью, обеспечивающей экономический рост и способствующей интернационализации общества. В период экономического кризиса и спада производства, представляется существенным использовать все имеющиеся резервы для стимулирования социально-экономической ситуации в регионах, создания новых рабочих мест, развития местных самобытных промыслов.

В этом плане большую практическую значимость приобретает формирование туристского комплекса, результативного как в масштабе страны в целом, так и на межрегиональном, региональном, местном уровнях. Помимо мультипликационного эффекта туризм обладает эффектом акселерации, то есть при увеличении расходов туристов увеличатся инвестиции в туризм.

По данным Всемирной туристской организации на долю туризма приходится 9,9 % валового внутреннего продукта, 10,9 % мирового экспорта и 9,4 % мировых инвестиций.

Согласно данных Всемирной туристской организации общий спад мирового рынка туризма по итогам 2009 года составил 4%. Наибольшему спаду был подвержен европейский рынок туризма – 6%. Спад международных поездок в первом, втором и третьем кварталах составлял 10%, 7% и 2% соответственно. На спад рынка главным образом повлияли экономический кризис и эпидемия гриппа A/H1N1. Однако уже в последнем квартале 2009 года рынок вновь начал расти, что привело к лучшим годовым результатам, чем ожидалось. В прошедшем году в мире было зафиксировано 880 миллионов туристов, причем в четвертом квартале рост составил 2%. В Азии, Тихоокеанском регионе и на Ближнем востоке восстановление рынка началось быстрее — уже начиная со второго полугодия прошлого года. Анализ состояния развития туризма в мире показал, что за исключением Африки на всех континентах наблюдалось снижение уровня дохода от индустрии. Только три страны мира Тайвань, Швеция и Австралия сумели в 2009 почти вдвое увеличить свои доходы. За последние два года выявилась тенденция тяготения туристов к путешествиям в регионах, близлежащих к местам их проживания. Это позволило таким странам как Китай, Бразилия, Испания, в которых всегда был высок уровень внутреннего туризма, быстрее преодолеть последствия кризиса.

Ежегодные рейтинги, проводимые ВТО, определяют 10 наиболее посещаемых стран мира. В течение последних четырех лет первое место занимала Франция, в 2009 году ее посетило 74,2 млн. туристов. В 2009 году впервые в рейтинг вошла Малайзия, занявшая 9 место. Но наибольший уровень дохода от развития туризма получают США – в 2009 году он составил 642 млн. евро. Больше всего средств на выездной туризм тратит Германия - около 81 млн. евро.

Согласно прогнозам Всемирной туристской организации рост мирового туристского рынка по итогам 2010 года составит 3-4%.

Аналогичные тенденции складываются и на рынке туристских услуг Казахстана. Количество посетителей, обслуженных туристскими фирмами, имеет тенденцию к снижению по всем типам туризма. Резко сократилось число туристов, посетивших Казахстан, а также объем внутреннего туризма.

Количество обслуженных посетителей по внутреннему туризму по Казахстану за период с 2005 по 2009 год сократилось на 33,7 % с 184,4 до 122,2 тыс. чел. По Жамбылской области наблюдается аналогичная тенденция: спад составил 50 % . В целом доля Жамбылской области по внутреннему туризму составляет в среднем 1%.

Несмотря на сокращение потока туристов, количество туристских фирм в целом по стране имеет устойчивую тенденцию к росту. С 2005 по 2009 год их количество по Казахстану увеличилось с 846 до 1203 единиц, по Жамбылской области с 11 до 21. Количество туристов, обслуженных туристскими фирмами, независимо от типа туризма по Казахстану сократилось с 434,9 до 347,4 тыс. чел., по Жамбылской области – с 6,8 до 4,3 тыс. чел.

Следует также отметить, что вклад индустрии туризма в развитие национальной экономики Казахстана остается несущественным, хотя его роль в экономике отдельных регионов велика и продолжает увеличиваться.

Показатели, характеризующие состояние и тенденции развития туризма в Жамбылской области, характеризуют ее как малопривлекательную для туристов. Величина туристского потока в регион определяется как общими для всех регионов Казахстана социально-экономическими факторами, так и конкурентными преимуществами области на рынке туристских услуг. В Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира «развитие индустрий, производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке» отнесено к одним из главных направлений экономического роста. Одним из наиболее распространенных в мировой практике методов обеспечения конкурентоспособности отрасли или региона является кластерный подход. Формирование туристского кластера основано на группе территориально близкорасположенных и связанных между собой объектов и сопутствующих им организаций, функционирующих в сфере туризма. Определение возможностей развития туристского кластера и применения маркетинга в целях создания и продвижения турпродукта на внешние рынки на основе анализа его сложившегося состояния, является актуальной научной проблемой, решение которой обеспечит конкурентоспособность сферы туризма.

Для анализа потенциала туристской отрасли следует определить все позитивные и негативные аспекты ее развития, используя методологию SWOT-анализа.

Для эффективного развития туризма область имеет некоторые преимущества и соответственно недостатки по сравнению с другими близлежащими регионами. При исследовании был проведен анализ возможности развития туризма с другими регионами и странами, расположенными вдоль Великого Шелкового пути.

Сильные стороны – это преимущества, характерные и для других регионов, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. К ним можно отнести:

  • богатая и интересная история края, наличие большого количества историко-культурных достопримечательностей, включая священные места для мусульман;
  • благоприятное расположение области на перекрестке путей из Европы в Азию;
  • доброжелательность и гостеприимство народа;
  • замечательные природные возможности, горные ландшафты и пустыни, богатая флора и фауна;
  • сравнительно хорошая инфраструктура дорог и транспортного сообщения.

Достопримечательности Жамбылской области можно условно разделить на две группы: историко-культурные и природно-рекреационные достопримечательности. Всего в Жамбылской области на государственном учете состоит 1 080 памятников, из них памятников археологии - 844, истории - 111, архитектуры - 97, монументального искусства - 28. Из них наиболее привлекательными считаются мавзолей «Карахан баба», мавзолей «Айша биби», мавзолей «Бабаджа Хатун», мавзолей «Тектурмас», мавзолей «Дауытбека», дворцовый комплекс Акыртас, мечеть Каракожа, восточная баня Кали – Юнуса, мечеть Абдыкадыра, тюркский культово-мемориальный комплекс «Святилище «Жайсан» и многие другие. Одним из древнейших городов Казахстана является город Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города. Тараз - древний и самый крупный торгово-административный центр по трассе Шелкового пути VII - VIII века, сведения о котором в письменных источниках появляются уже в 568 году нашей эры.

В настоящее время считается, что древнему город Тараз более 2000 лет. Город был основан на пути Великого Шелкового пути, благодаря которому получил большое торговое, политическое значение и свое название (весы).

Всего на территории города 6 памятников археологии (городища Тараз и Тортколь 1 - 17 вв., усадьба Тонкерис 6 - 12 вв.), 13 памятников истории, 53 памятника архитектуры и градостроительства, отражающих периоды формирования планировочной структуры и застройки исторической части города, 7 - памятников монументального искусства.

Особой достопримечательностью Жамбылской области является Мавзолей Айша-Биби, внесенный ЮНЕСКО в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества. Уникальный памятник средневековой архитектуры ХІ - ХІІ вв., расположенный в 20 км западнее г. Тараз. Является единственным не только на территории Казахстана, но и всей Средней Азии, целиком облицованной резной терракотой. Мавзолей является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры Караханидской эпохи, не имеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и средней Азии. Отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента более 60 разновидностей. Памятник неизменно вызывает интерес туристов не только своей необычной архитектурой, но и историческими легендами, рассказывающими о любви восточной красавицы Айши и отважного воина Карахана.

В природно-рекреационные достопримечательности Жамбылской области входят заказники/заповедники, объекты природных ландшафтов, водные ресурсы. Одним из значительных является государственный комплексный природный заказник «Урочище «Бериккара», основанный в 1971 в целях сохранения исчезающих видов pacтeний, территория составляет 17,5 тысячи гектаров. В природном заказнике встречаются более 50 видов особо ценных древесно-кустарниковых и травянистых растений, занесенных в Красную книгу (редкие популяции дикой яблони, узкоэндемический вид - тополь Беркаринский, тюльпан Грейга, занесенный в Красную книгу). Из животного мира: каратауский архар, индийский дикобраз, кабан, косуля, заяц, серая куропатка, фазан, волк, лиса, райская мухоловка и другие. Кроме того, заказник, включает в себя 5 природных ущелий.

Указанные сильные стороны при оказании должного внимания развитию могут послужить скорейшему его вхождению с новым туристским продуктом на мировой рынок.

Следует отметить, что в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих свободному перемещению туристов. К слабым сторонам можно отнести отсутствие знаний и следствие этого низкий уровень восприятия региона, и в первую очередь, политическая нестабильность в соседних с ним странах. Регион воспринимается как экологически неблагоприятный из-за близости к Аралу. В этой связи туроператоры региона не имеют конкретного представления, какой вид туризма необходимо развивать. Причинами этого, являются отсутствие координирующего органа, который мог бы способствовать комплексным и согласованным действиям всей туристской индустрии региона, а также слабая маркетинговая составляющая туристских предприятий. Кроме туристских фирм косвенными поставщиками туристских услуг также являются рестораны, гостиницы и организации, занимающиеся безопасностью, перевозкой туристов и т.д. Экономику туризма питают не только собственно туристские подразделения, но и инфраструктура, развитие которой непосредственно сказывается на общем состоянии туристкой отрасли.

К инфраструктуре туризма в регионе относятся следующие объекты:

  • гостиницы, пансионаты, санатории, туристские базы;
  • предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые);
  • туристские организации, организующие и продающие туры;
  • транспортные предприятия для туристских перевозок;
  • учебные заведения, готовящие специалистов для туристской индустрии.

К основным проблемам инфраструктуры в области можно отнести следующие: низкий уровень сервиса в гостиницах, низкая доля комнат в гостиницах, соответствующих мировым стандартам и высокие тарифы проживания из-за высоких эксплуатационных расходов. Без достаточно развитой инфраструктуры, увеличение количества посетителей и соответственно объема валютных поступлений нереально. Следовательно, состояние инфраструктуры непосредственно оказывает влияние на уровень развития туризма и формирования имиджа региона. Показатели туристской активности (в особенности посещения туристов-нерезидентов), анализ состояния отрасли размещения туристов, а также данные о средней загруженности гостиниц показывают, что в настоящее время Жамбылская область не испытывает острой необходимости в строительстве новых «многозвездных» отелей. Первым шагом в развитии мест размещения должно быть улучшение условий проживания (повышение комфортабельности) уже существующих гостиниц. Значительным шагом являлось бы снижение цен на проживание в номерах при повышении привлекательности самого номера и обслуживания.

В отдаленных же туристских местах (например у горных ущелий, озер) для создания мест проживания возможно строительство альтернативных объектов. К ним можно отнести недорогостоящие гостевые домики, палаточные городки для «незимних» туристских объектов. Особое внимание заслуживают модели юрточных отелей, которые заведомо интересны международным туристам.

В области представлены различные национальные кухни, наиболее распространенными являются европейская, восточная, в том числе и казахская, а также дунганская и узбекская. Отметим, ассортимент и качество блюд в кафе и ресторанах соответствуют необходимым требованиям, то встает острая проблема прочих сопутствующих элементов, к примеру, месторасположения, внутренней инфраструктуры и уровня обслуживания.

С учетом выявленных сильных и слабых сторон должен быть разработан организационно-экономический механизм развития туристского кластера на основе оценки рекреационно-туристского потенциала, что позволит разрабатывать региональные и межрегиональные программы развития туристской сферы, повысить эффективность существующих программ, выделить этапы формирования и развития туристского комплекса региона.

Наличие уникальных природных ресурсов, древняя историческая база, богатое культурное наследие, наличие четырех заповедников с разнообразной флорой и фауной, крупные водоемы могут обеспечить возможность широкого развития в области культурно-познавательного, экологического, курортно-оздоровительного туризма. На базе уникальных рекреационных ресурсов, природных комплексов, культурно-исторических памятников в области может быть создана современная инфраструктура туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения и спорта, отвечающая лучшим мировым стандартам.

Литература:

  1. www.unwto.org.
  2. www.stat.kz.