Каталог статей |
К.э.н. Бабина Е.Н.
Региональные инвестиционные программы: учет экологического фактораВыбор и принятие природоохранных решений происходит не только на рынке в ходе купли-продажи товаров и услуг. Оценка и учет экологических факторов, а так же ресурсных ограничений необходимы в проектном и инвестиционном анализе на предприятиях, при стратегическом планировании развития территорий, обосновании приоритетных направлений развития национальной макроэкономики и экономики на уровне региона. Для подобных целей используется совокупность специальных методов, являющихся неотъемлемой частью экологически ориентированного маркетинга, служащих учету экологических факторов и ресурсных ограничений в проектном и инвестиционном анализе, при обосновании «зеленых» бизнес-планов предприятий, разработке и реализации стратегических планов и целевых программ охраны окружающей среды, обосновании конкретных инструментов и методов управления природопользованием и т. п. В реальной практике хозяйствования разрабатываются и реализуются как проекты, программы, мероприятия, имеющие по преимуществу природоохранную (ресурсосберегающую) направленность (организация заповедников или введение системы контроля за выбросами промышленных предприятий), так и «обычные» проектные решения со значимыми (а потому подлежащими специальному учету и оценке) экологическими последствиями (строительство скоростной автомобильной магистрали или разработка и применение законодательства по нормированию переработки упаковочных материалов) (рис. 1). Сегодня, по существу, любой проект является комплексным как по назначению, так и по последствиям его реализации, поэтому первый тип проектов можно отнести к природоохранным, а второй – к проектам с экологическими последствиями.
Рисунок 1 – Схема учета экологических факторов в проектно-инвестиционных программах регионального уровня Проектно-инвестиционные решения могут приниматься на различных уровнях экономики: на уровне отдельного предприятия или организации (например, внедрение замкнутой системы водоснабжения или разработка и переход на систему экологического менеджмента в отеле), на уровне муниципального образования (организация раздельной системы сбора отходов с оборудованием специальных водонепроницаемых площадок), в рамках региона (строительство кольцевой дороги, выводящей за пределы крупного города транзитный транспорт), на общенациональном уровне (законодательная проработка, утверждение и введение в практику хозяйствования новых, более жестких стандартов на выбросы автотранспорта) и глобальном уровне (отработка механизма по торговле правами на выбросы парниковых газов). Наряду с оценкой экологических воздействий в рамках проектно-инвестиционного анализа, т. е. анализа намечаемых, предполагаемых хозяйственных решений, также активно исследуется проблема учета экологических факторов в рамках действующего производства на различных уровнях экономики. Что касается микроэкономического уровня, то попытки включить в бухгалтерский учет параметры, характеризующие воздействие предприятий на окружающую природную среду, которым дана денежная оценка, все более полно отражаются в науке об экономике предприятия и в корпоративном экологическом менеджменте. Этим целям отвечают такие концепции, как анализ экологического жизненного цикла продукции, экологический баланс, эко-контроллинг, экологический аудит, а также экологический эккаунтинг [1]. С учетом различий в содержании и назначении нами выделены следующие разновидности природоохранных проектов и маркетинговых мероприятий (рис. 2):
Рисунок 2 – Направления и приоритеты инвестиционных природоохранных проектов и программ устойчивого развития региона Особое внимание, на наш взгляд, необходимо сосредоточить на первых двух разновидностях мероприятий: производственно-технологических и организационно-правленческих. Для стран с переходной экономикой определенное значение приобретает экологическое обоснование законодательной деятельности как важнейшей разновидности организационно-управленческих мероприятий. Зарубежная практика (США, стран Западной Европы) в этом вопросе насчитывает несколько десятилетий. В России экологическое обоснование законодательных решений было впервые предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (1995 г.), что активизировало как научно-методическую, так и практическую работу в этой области. На уровне предприятия аналогичные задачи встают в связи с оценкой таких организационно-управленческих проектов, как разработка и внедрение систем корпоративного экологического менеджмента [2]. Применительно ко всем разновидностям проектов (программ, планов) с учетом ограниченности ресурсов имеет место быть задача поиска и отбора наиболее рациональных (эффективных) решений. Для достижения данной цели применяется совокупность специальных методов. Основными из них являются следующие: анализ затрат-результатов, анализ затрат-эффективности, методы принятия решений в условиях риска и неопределенности, сценарный анализ, метод многокритериальной оценки и некоторые др. Литература:
|