Каталог статей

К.э.н. Бабина Е.Н.
Ставропольский военный институт связи ракетных войск, Россия

Формирование системы индикаторов экологически устойчивого развития территории

Устойчивое развитие территории предполагает улучшение экономической ситуации, условий и уровня жизни людей. В связи с этим учет экологического фактора в системе основных социально-экономических показателей становится необходимым, что поддерживается большинством развитых стран мира. Контроль и управление достижением целей устойчивого развития, оценка эффективности используемых средств, требует разработки соответствующих критериев и показателей – индикаторов экологически устойчивого развития.

Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Членами этой организации являются тридцать экономически развитых стран Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, которые развивают программу экологических индикаторов на основе следующих требований:

  • единства терминологии и концепций;
  • идентификации и определения индикаторов по ряду критериев, а именно: актуальность для реализуемой политики, регулярное использование индикаторов в аналитических исследованиях по окружающей среде, применение их в большинстве стран мира [2].

Цели использования индикаторов:

  • отслеживание прогресса в показателях окружающей среды;
  • интеграция экологических интересов в отраслевую и экономическую политику.

Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной, трудоемкой и дорогостоящей процедурой, требующей огромного объема информации, получить которую сложно, а в некоторых случаях и невозможно. Большое количество индикаторов, входящих в систему, затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых статистических данных.

Индикаторы используются в разных целях, поэтому необходимо при их разработке использовать общие критерии отбора и обоснованности выбора. По нашему мнению, наиболее удачными являются критерии, отраженные в системе ОЭСР (табл. 1).

Таблица 1 – Критерии отбора экологических индикаторов

Критерии

отбора

Характеристика индикаторов

Ориентация на политику и полезность для пользователей

  • давать представление о состоянии окружающей среды (ОС), воздействии на ОС и реакции общества;
  • простота, легкость интерпретации, способность отражать динамику;
  • реагировать на изменения в окружающей среде и сопряженную деятельность человека;
  • служить основой для международных сопоставлений;
  • применяться на национальном уровне, региональном уровне по вопросам ОС, имеющим национальное значение;
  • иметь пороговое или справочное значение для сравнения и оценки ситуации;
  • применяться на макроуровне и микроуровне (субъекты, организации и др.)
  • Аналитическая надежность

  • индикаторы должны быть теоретически обоснованными с технической, практической и научной точки зрения;
  • основываться на международных стандартах и международном согласии в отношении их обоснованности;
  • быть взаимосвязанными с экономическими моделями, прогнозированием и информационными системами;
  • Измеримость

  • индикаторы должны быть легкодоступными или представляться при разумном соотношении издержек и выгод;
  • адекватно документироваться и быть известного качества;
  • регулярно обновляться в соответствии с надежными процедурами;
  • Эффективность

  • индикаторы должны отражать приоритеты управления, менеджмента (качество, справедливость, своевременность, стоимость и т. д.);
  • решать ограниченное число задач и целей программы, конкретных экологических проблем или типов нарушений (специфические индикаторы);
  • Функциональность

  • индикаторы должны активизировать реализацию программ и деятельность населения (сотрудников) в решении экологических проблем
  • Комплексность

  • индикаторы должны быть комплексными по отношению к важным операционным аспектам практической реализации программ.
  • Терминология ОЭРС описывает две основные функции индикаторов:

    • сокращение числа измерений и параметров для получения точного представления ситуации. Размер набора индикаторов и уровень детализации набора должны быть оптимальными: набор, состоящий из большого числа индикаторов, будет мешать правильному восприятию ситуации;
    • упрощение процесса сообщения результатов измерений пользователям, то есть индикаторы могут иногда не соответствовать строгим научным требованиям о демонстрации причинных целей, поэтому индикаторы следует рассматривать как выражение «лучших имеющихся знаний» об объекте исследования [1].

    Являясь инструментом для процесса принятия решений и планирования, индикаторы могут выполнять важную коммуникативную функцию, например, индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам, чтобы мобилизовать население для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям власти или общественности или предпринимателям [4].

    Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существует два подхода к их построению:

    1. построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. В рамках общей системы выделяют следующие подсистемы показателей: экологические, экономические, социальные, институциональные;
    2. построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей: эколого-экономических, эколого-социально-экономических, экологических [3].

    Индикаторы дают возможность осуществлять измерение, мониторинг, оценку и анализ темпов и эффективности движения в направлении достижения устойчивого развития. Использование индикаторов позволяет возлагать ответственность за достижение определенных индивидуальных целевых показателей на элементы системы реализации экологической политики и осуществлять оценку эффективности их деятельности. Индикаторы необходимы для обеспечения информационной базы процессов планирования, прогнозирования и принятия решений на разных уровнях экономической системы. На мезоуровне, по нашему мнению, индикаторы дают возможность решать в совокупности важнейшие задачи в различных сферах (табл. 2).

    Экологически устойчивое развитие территории предполагает стратегически инновационно направленный процесс развития социально-экономической системы, способствующей наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей людей при сохранении существующих экологических систем и восстановлению нарушенных.

    Таблица 2 – Функции индикаторов в соответствии с задачами в различных сферах на мезоуровне

    Область применения

    Функции индикаторов

    Определение целей и стратегий

  • выявление конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме;
  • разработка стратегий для развития на перспективу;
  • прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий.
  • Система управления и принятие решений (менеджмент)

  • проведение мониторинга достижения целей устойчивого развития;
  • оценка достигнутого результата;
  • сравнительная оценка в динамике с прошлыми периодами;
  • исходная информация для планирования, прогнозирования и принятия решений органами власти на всех уровнях (краевом, муниципальном и других);
  • оценка состояния инновационного устойчивого развития региона с учетом природоохранного фактора;
  • повышение качества принятых управленческих решений на региональном уровне с учетом интересов общественности.
  • Оценка положения региона в стране и мире

  • привлечение инвестиций, грантов и участие в программах разных уровней;
  • связь региона с международным сообществом (создание и обеспечение деятельности отделов международного сотрудничества);
  • сравнительная оценка на национальном уровне (межрегиональные сравнения).
  • Участие общественности

  • информирование, экологическое просвещение, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами и лицами;
  • привлечение общественности к участию в управлении и принятии решений и формирование мотиваций народной поддержки природоохранной деятельности;
  • создание условий для увеличения массовости экологических просветительских мероприятий.
  • Исполнительные и законодательные органы власти должны в полной мере учитывать специфические особенности жизнедеятельности конкретной территории, чтобы эффективно использовать все формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной динамики в социально-экономической сфере, решения стратегических задач по превращению территории в устойчивую саморазвивающуюся систему на принципах рациональности использования ее природно-ресурсного потенциала, предусматривающую, с одной стороны, ее экологическую безопасность, с другой – обеспечение потребности общества в природных ресурсах и среде для выживания и развития.

    Литература:

    1. Бобылев, С.Н. Индикаторы устойчивого развития: экономика, общество, природа / С. Н. Бобылев. – Москва : МАКС Пресс, 2008. – 229 с.
    2. Лось, В. А. Устойчивое развитие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. – М. : Агар, 2000. – 252 с.
    3. Щукина, А. Я. Теоретические основы устойчивого развития / А. Я. Щукина. – М. : Nota Bene, 2005. – 156 с.
    4. Яндыганов, Я. Я. Экологическая безопасность региона: аспекты управления / Я. Я. Яндыганов. – Екатеринбург : АМБ, 2008. – 338 с.