| К.э.н. Бабина Е.Н.
Ставропольский военный институт связи ракетных войск, Россия
 Формирование системы индикаторов экологически устойчивого развития территорииУстойчивое развитие территории  предполагает улучшение экономической
ситуации, условий и уровня жизни людей. В связи с этим учет экологического
фактора в системе основных социально-экономических показателей становится
необходимым, что поддерживается большинством развитых стран мира. Контроль и
управление достижением целей устойчивого развития, оценка эффективности
используемых средств, требует разработки соответствующих критериев и
показателей – индикаторов экологически устойчивого развития.
 Широкое признание в мире получила система
экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР). Членами этой организации являются тридцать экономически развитых стран
Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, которые развивают
программу экологических индикаторов на основе следующих требований:
 
 единства терминологии и концепций;
 идентификации и определения индикаторов
по ряду критериев, а именно: актуальность для реализуемой политики, регулярное
использование индикаторов в аналитических исследованиях по окружающей среде,
применение их в большинстве стран мира [2].
 Цели использования  индикаторов: 
 
 отслеживание прогресса в показателях
окружающей среды;
 интеграция экологических интересов в
отраслевую и экономическую  политику.
 Разработка индикаторов устойчивого развития
является комплексной, трудоемкой и дорогостоящей процедурой, требующей
огромного объема информации, получить которую сложно, а в некоторых случаях и
невозможно. Большое количество индикаторов, входящих в систему, затрудняет их
использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых
статистических данных.
 Индикаторы используются в разных целях,
поэтому необходимо при их разработке использовать общие критерии отбора и
обоснованности выбора. По нашему мнению, наиболее удачными являются критерии, отраженные
в системе ОЭСР (табл. 1).
 Таблица 1 – Критерии отбора экологических индикаторов
 
 
  | Критерии 
   отбора
   | Характеристика индикаторов
   |  
  | Ориентация на политику и полезность для
  пользователей
   | давать представление о состоянии окружающей среды
  (ОС), воздействии на ОС и реакции общества;
   простота, легкость интерпретации, способность
  отражать динамику;
   реагировать на изменения в окружающей среде и сопряженную
  деятельность человека;
  служить основой для международных сопоставлений; 
  применяться на национальном уровне, региональном
  уровне по вопросам ОС, имеющим национальное значение;
   иметь пороговое или справочное значение для
  сравнения и оценки ситуации;
   применяться на макроуровне и микроуровне
  (субъекты, организации и др.) |  
  | Аналитическая надежность
   | индикаторы должны быть теоретически обоснованными с
  технической, практической и научной точки зрения;
   основываться на международных стандартах и международном
  согласии в отношении их обоснованности;
   быть взаимосвязанными с экономическими моделями,
  прогнозированием и информационными системами; |  
  | Измеримость
   | индикаторы должны быть легкодоступными или представляться
  при разумном соотношении издержек и выгод;
   адекватно документироваться и быть известного
  качества;
   регулярно обновляться в соответствии с надежными
  процедурами; |  
  | Эффективность
   | индикаторы должны отражать приоритеты управления,
  менеджмента (качество, справедливость, своевременность, стоимость и т. д.);
   решать ограниченное число задач и целей программы,
  конкретных экологических проблем или типов нарушений (специфические
  индикаторы); |  
  | Функциональность
   | индикаторы должны активизировать реализацию программ
  и деятельность населения (сотрудников) в решении экологических проблем |  
  | Комплексность 
   | индикаторы должны быть комплексными по отношению к
  важным операционным аспектам практической реализации программ. |  Терминология ОЭРС описывает две основные
функции индикаторов:
 
 сокращение числа измерений и параметров
для получения точного представления ситуации. Размер набора индикаторов и
уровень детализации набора должны быть оптимальными: набор, состоящий из
большого числа индикаторов, будет мешать правильному восприятию ситуации;
 упрощение процесса сообщения результатов
измерений пользователям, то есть индикаторы могут иногда не соответствовать
строгим научным требованиям о демонстрации причинных целей, поэтому индикаторы
следует рассматривать как выражение «лучших имеющихся знаний» об объекте исследования
[1].
 Являясь инструментом для процесса принятия
решений и планирования, индикаторы могут выполнять важную коммуникативную
функцию, например, индикаторы состояния окружающей среды информируют
общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам,
чтобы мобилизовать население для самостоятельного принятия необходимых мер или
обращения за помощью к представителям власти или общественности или предпринимателям
[4].
 Мировой опыт в области разработки
индикаторов устойчивого развития показывает, что существует два подхода к их
построению:
                
построение системы
индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития.
В рамках общей системы выделяют следующие подсистемы показателей:
экологические, экономические, социальные, институциональные;
               
построение
интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о
степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно
осуществляется на основе трех групп показателей: эколого-экономических,
эколого-социально-экономических, экологических [3].
 Индикаторы дают
возможность осуществлять измерение, мониторинг, оценку и анализ темпов и
эффективности движения в направлении достижения устойчивого развития.
Использование индикаторов позволяет возлагать ответственность за достижение
определенных индивидуальных целевых показателей на элементы системы реализации
экологической политики и осуществлять оценку эффективности их
деятельности.  Индикаторы необходимы для
обеспечения информационной базы процессов планирования, прогнозирования и принятия
решений на разных уровнях экономической системы. На мезоуровне, по нашему мнению,
индикаторы дают возможность решать в совокупности  важнейшие задачи в различных сферах (табл. 2).
 Экологически устойчивое развитие территории
предполагает стратегически инновационно направленный процесс развития
социально-экономической системы, способствующей наиболее полному удовлетворению
жизненных потребностей людей при сохранении существующих экологических систем и
восстановлению нарушенных. 
  Таблица 2 –
Функции индикаторов в соответствии с задачами в различных сферах на мезоуровне
 
 
  | Область применения
   | Функции индикаторов
   |  
  | Определение целей и стратегий 
    
   | выявление конкретных целей политики устойчивого
  развития в количественной форме;
   разработка стратегий для развития на перспективу;
   прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий. |  
  | Система управления и принятие решений (менеджмент)
    
   | проведение мониторинга достижения целей
  устойчивого развития;
      оценка
  достигнутого результата;
    
  сравнительная оценка в динамике с прошлыми периодами;
   исходная информация для планирования,
  прогнозирования и принятия решений органами власти на всех уровнях (краевом,
  муниципальном и других);
     оценка
  состояния инновационного устойчивого развития региона с учетом
  природоохранного фактора;  
     повышение
  качества принятых управленческих решений на региональном уровне с учетом
  интересов общественности. |  
  | Оценка положения региона в стране и мире
    
   | привлечение инвестиций, грантов и участие в
  программах разных уровней;
     связь
  региона с международным сообществом (создание и обеспечение деятельности
  отделов международного сотрудничества);
   
  сравнительная оценка на национальном уровне (межрегиональные
  сравнения). |  
  | Участие общественности
   | информирование, 
  экологическое просвещение, обучение, взаимосвязь с обществом и
  отдельными группами и лицами;
   
  привлечение общественности к участию в управлении и принятии решений и
  формирование мотиваций народной поддержки природоохранной деятельности;
    создание
  условий для увеличения массовости экологических просветительских мероприятий. |  Исполнительные и законодательные органы
власти должны в полной мере учитывать специфические особенности
жизнедеятельности конкретной территории, чтобы эффективно использовать все
формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной
динамики в социально-экономической сфере, решения стратегических задач по
превращению территории в устойчивую саморазвивающуюся систему на принципах
рациональности использования ее природно-ресурсного потенциала,
предусматривающую, с одной стороны, ее экологическую безопасность, с другой –
обеспечение потребности общества в природных ресурсах и среде для выживания и
развития.
 Литература:
                 
Бобылев,  С.Н. Индикаторы устойчивого развития:
экономика, общество, природа  / С. Н.
Бобылев. – Москва : МАКС Пресс, 2008. – 229 с.
                
Лось,
В. А. Устойчивое развитие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. – М. : Агар, 2000. – 252
с.
                
Щукина,
А. Я. Теоретические основы устойчивого развития / А. Я. Щукина. – М. : Nota
Bene, 2005. – 156 с. 
                  
Яндыганов,
Я. Я. Экологическая безопасность региона: аспекты управления / Я. Я. Яндыганов.
– Екатеринбург : АМБ,  2008. – 338 с.
 |